Тарелки с логотипом ссср

Фарфор СССР: клейма ведущих заводов

Чтобы не приобрести новодел или даже винтаж по цене антиквариата, необходимо знать по годам клейма заводов СССР, выпускавших фарфор. Тонкостенная керамика советской эпохи пользуется неизменным спросом у коллекционеров. Самые знаменитые заводы были основаны ещё в XVIII – XIX веках и после революции 1917 года продолжили славные традиции, выпуская уникальную по качеству и художественной ценности продукцию. Советского фарфора много, в том числе и поддельного, поэтому клейма, подтверждающие оригинальность той или иной вещи, сразу повышают её стоимость.

Гиганты фарфоровой промышленности СССР

На территории Советского Союза действовало 178 предприятий, выпускающих тонкостенную керамику. Не вся их продукция была равноценной, но среди предметов массового потребления встречались настоящие шедевры, цена которых на антикварных аукционах может превышать $1 млн. Наиболее востребованы статуэтки и посуда, выпущенные до 1960-х годов. Строго говоря, это – не антиквариат, а винтаж, но советский фарфор представляет исключение из общих правил.

Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.

Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».

Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.

Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.

Ретроспектива по годам:

В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.

В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.

В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.

Читайте также:  Можно ли использовать микроволновку без крутящейся тарелки

Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»

С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».

В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:

  • I – красная;
  • II – синяя;
  • III – зелёная.

Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».

Фарфор Вербилки

Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.

Клейма по годам:

С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.

С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.

1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».

С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».

Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.

Гжель

Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.

В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.

Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.

В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.

После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.

С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.

В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.

Читайте также:  Поделки чашка с тарелкой

Дулёво

Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.

В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.

Другие виды маркировки в хронологическом порядке:

С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.

В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.

Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.

1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.

Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».

С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.

С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.

Первомайский фарфоровый завод

Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.

Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:

  • высший обозначался красным;
  • I – синим;
  • II – зелёным;
  • III – коричневым.

Источник

Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариата

Любой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1

Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона 7 (926) 128-38-56

Последние новости

На Кубань вернулись музейные ценности, украденные фашистами

В текущем году чудесным образом удалось вернуть в Темрюкский историко-археологический музей.

Как Елизавета II заработала 100 миллионов евро на своем хобби

Королева Великобритании Елизавета II смогла заработать около 100 миллионов евро на своем.

Французский салон прошел в Гомельском дворцовом ансамбле

Село Гомий можно назвать забытым поселением. А когда-то оно процветало. Село Гомий, рядом с.

Наша рассылка

Тарелки, посуда

Фарфоровые тарелки: за гранью привычного

В жизни слишком мало чудес, чтобы у людей сохранилась способность удивляться. Всё известно и изучено, знакомо и привычно, описано и проанализировано. Даже произведения искусства доступны – для просмотра или обладания. Они – вложение средств, оригинальный подарок для того, у которого всё есть, способ заявить о своей состоятельности или утончённом вкусе. Антикварные магазины и аукционы способны решить проблему приобретения старинных вещей – для всех практичных и здравомыслящих. А ещё – вернуть способность удивляться, даже практичным и здравомыслящим людям. Очарование старинных предметов подобно чуду: оно захватывает мастерством давно ушедших создателей, напоминает историю уже не существующих стран, восхищает самобытностью давно не актуальной символики.

Читайте также:  Народные приметы разбил тарелку

Некоторые вещи не задумывались как шедевры – такими их сделало время. История, которая находит отражение в ушедшей символике, в утраченных секретах изготовления, в забытых героях и темах, обретает новую жизнь в антикварных вещах. И цена не всегда равна ценности: многие вещи бесценны только потому, что с ними связаны воспоминания – личные или не очень. Ностальгия, которая свойственна очень многим, заставляет завидовать коллекционерам: у них есть доступ к вещам, которые несут в себе отпечаток истории. Благодаря удивительной подборке антикварного интернет-магазина «Лавка старины» стать обладателем частички истории в виде любого из представленных предметов может каждый желающий.

Самые банальные вещи с течением времени способны обрести ценность: для тех, кто мыслит практично и приземлённо, – в качестве редкой диковинки, а для романтиков из числа коллекционеров – как некий символ ушедшего времени. Абсолютно прозаичная посуда может быть своеобразным фарфоровым напоминанием о том, что умение удивляться – это самый лёгкий путь к обретению радости жизни. Тем более что некоторые произведения мастеров-керамистов действительно достойны удивления. Как и любое искусство, изготовление посуды так или иначе вбирало в себя основные тенденции времени, его идеалы и ценности.

Больше, чем просто посуда

Тарелки – серийные или выпущенные в ограниченном количестве, нередко служили своего рода полотном, на котором художники создавали свои шедевры. Иногда наивные и даже примитивные, а иногда сравнимые по реалистичности с фотографией. Посуда для массового использования была широко представлена в ассортименте каждого фарфорового завода – ЛФЗ, Дулево, ЛФЗИ, Конаково. Такие тарелки могли быть просто белыми или с незамысловатым орнаментом по краям, выполненным в одном или нескольких цветовых решениях.

Сувенирные тарелки или настенные, которые выполняли функцию картины, по многообразию красок, стилей и тематики вполне можно приравнять к картинам. А ещё – к портретам, ведь многие тарелки СССР изображали видных политических деятелей, приурочивались к памятным датам и прославляли достижения. В этом и состоит главная способность старинных вещей: удивлять иногда парадоксальными проявлениями, восхищать универсальным мастерством их создателей. Тарелки Дулево – это и роскошные в своём буйстве красок изображения цветов, яркие и удивительно реалистичные. Маки, георгины, гладиолусы – щедрое великолепие природы, запечатлённое на фарфоре. Украшались тарелки и пейзажами: лунная ночь или пасторальные картинки сельской местности передавали разное настроение и были подобны иллюстрациям к поэтическому сборнику.

Наряду с изящной росписью и поразительной красотой цветочных орнаментов, пейзажей, изображений фруктов, ягод, животных, на тарелках с поразительной достоверностью рисовали вождей и героев Советского Союза. Космонавты, спортсмены, партийные деятели, просто символика времён СССР – фарфоровая летопись советской эпохи не перестаёт удивлять ценителей и неискушённых зрителей. К.Е. Ворошилов, И.В. Сталин, М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.Г. Николаев, гербы и лозунги – закономерно, что такая посуда является предметом коллекционирования. Тарелки ЛФЗ или посуда Конаковского фарфорового завода украшает коллекции многих ценителей предметов старины. И даже если нехитрые узоры не представляют художественной ценности, они рассказывают о совершенствовании техники нанесения, передают настроение или просто говорят о том, что время может останавливаться и замирать в хрупком фарфоре.

Антикварный интернет-магазин «Лавка старины» для всех, кто умеет видеть искусство даже в прозаичных предметах, станет неиссякаемым источником новых впечатлений. Здесь представлена огромная коллекция старинной посуды и памятных вещей, которые научат слышать время и вернут способность удивляться, станут отличным подарком или необычным сувениром.

Источник

Поделиться с друзьями