Тарелка с рисунками хохломской росписи

Тарелки панно хохлома

История не сохранила никаких рукописных документов, указывающих на время зарождения знаменитой хохломской росписи. Ряд археологических раскопок свидетельствует, что в XVII столетии в Верхнем Заволжье уже активно изготавливали посуду и поделки из дерева.

С появлением здесь старообрядцев, скрывающихся от преследования патриарха Никона, связывают зарождение искусства росписи деревянных изделий. Поначалу этим декоративно-прикладным творчеством занимались иконописцы, привнеся в технику рисования применение порошка олова, который при обжиге давал яркий блестящий золотистый цвет.

Местные ремесленники быстро переняли этот опыт. Но возникла новая проблема: при высокотемпературной обработке многие краски выгорали. Поэтому пришлось довольствоваться только самыми стойкими: красной киноварью и черной сажей. Так возник стиль, который называют «золотая хохлома». Панно и тарелки хохлома, представленные в разделе каталога, дают ясное представление, в каком направлении развивался этот народный промысел.

Возможно, местная посуда так и осталась бы неизвестной для остальных регионов России, но помог случай. В селе Хохлома, расположенном на берегу Волги, несколько раз в месяц проводилась ярмарка, на которую со всех окрестных деревень местные мастера привозили свои изделия. В те времена крупные водные артерии были основными средствами связи между разными районами страны, и вскоре хохломская посуда благодаря заезжим купцам приобрела всероссийскую известность.

На заре формирования хохломской росписи рисунки были достаточно примитивными. По мере совершенствования мастерства, которое передавалось из поколения в поколение, узоры становились все более сложными и совершенными. Ложки, чашки и хохломские тарелки в те времена были доступны для самих крестьян, которые использовали такую посуду только по случаю важных событий и праздников. Однако иссякшие запасы олова привели к удорожанию местных поделок, при одновременном улучшении качества рисунка. В XVII-XIX веках изделия лучших художников можно было встретить в домах самых обеспеченных слоев населения. Такая посуда поставлялась в императорский двор, она была предметом собирательства коллекционеров.

Сформировались каноны хохломского узора, который наносился одним из двух способов: верховой или фоновой росписью. В качестве элементов орнамента использовалось несколько распространенных узоров: «травка», «кудрина», «под ягодку», «под листок», «рыжик», «пряник».

В начале XX столетия отмечается пик производства нижегородской посуды, тарелка хохлома опять становится массовым продуктом, но и качество рисунка падает. После 20-х годов хохломские народные промыслы приходят в упадок, а их возрождение приходится на вторую половину столетия.

Современная хохломская роспись характеризуется образной выразительностью, декоративностью узора. Несмотря на минимализм в использовании выразительных средств, рисунок получается очень ярким, богатым, сказочным. Роспись, как и раньше, выполняется исключительно вручную, что гарантирует неповторимость, эксклюзивность каждого изделия, а это в наше время ценится.

Читайте также:  Тарелка глубокая 200 мм характеристика

Интернет-магазин «Сувенирный двор» предлагает тарелку хохлома производства фабрик «Хохломской художник» (Семино) и «Хохломская роспись» (Семеново). Это современные центры изготовления знаменитой посуды, предметов домашней утвари, игрушек и сувениров.

Источник

Посуда с росписью хохлома: особенности и виды

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Хохломская роспись отличается особой притягательностью. В характерные красно-золотые затейливые завитки и чудесные природные мотивы можно вглядываться очень долго. Посуда с такой росписью завораживает своим видом, при этом она не только нарядна и колоритна, что делает ее прекрасным сувениром, но и очень практична.

Немного истории

Слово «хохлома» вошло в оборот благодаря названию населенного пункта, являвшегося к тому же значительным по масштабам торговым центром XVII столетия недалеко от Нижнего Новгорода. По одной версии хохломская роспись появилась благодаря влиянию старообрядцев, которые в результате гонений пришли в район Нижнего Новгорода, принеся с собой традиции иконописи и создания книжных миниатюр с набором своеобразной символики и расписных узоров. В то же время местные мастера создавали высококачественную посуду и кухонную утварь из дерева.

Применение особенной техники при украшении этих предметов и привело к появлению манеры росписи, которую теперь называют хохломской.

По другой версии золотые мотивы при оформлении кухонных вещей использовались еще до прихода в район Нижнего Новгорода старообрядцев. Столовые емкости и ложки в местных деревнях раскрашивали «под олово» — с применением оловянного порошка, придававшего вещам после обработки нарядный вид.

Расцвет росписи пришелся на XVIII век. Деревянная посуда, расписанная особым образом, пользовалась спросом на рынке. Она распространялась не только по России, но и отправлялась в страны Средней Азии, Индию и Персию. В Архангельске колоритные практичные вещи для столового использования охотно скупали немцы, англичане и французы.

Однако, спустя время, когда в России было налажено массовое посудное производство, предметы кухонного применения ручной работы даже с оригинальным рисунком оказались не в почете, поскольку фабричные вещи стоили заметно меньших денег по сравнению со штучным товаром.

Второе рождение хохломская роспись обрела в 20-е годы прошлого века. Тогда стали формировать специальные школы по обработке дерева и созданию неповторимой хохломской росписи. Мастера своего дела принимали участие в многочисленных международных конкурсах.

Со временем хохломская роспись стала чем-то вроде культурного бренда России, коим является и поныне.

Варианты росписи

Приметой стиля хохломы в украшении различных кухонных предметов является использование золотых, красных и черных цветов. Также активно применяются оранжевый и желтый. Куда реже встречается цвет лазури¸ дающий ощущение умиротворения. Иногда можно встретить посуду с преимущественно зеленым цветом. Для росписи используются масляные краски, способные выдержать температуру обжига.

Читайте также:  Роспись тарелок своими руками что для этого нужно

Роспись наносится благодаря верховому или фоновому письму. Верховое означает нанесение узора черным или красным цветом по золотому фону.

Фоновое – когда вначале делают саму роспись, а затем закрашивают фон. Нередко при создании конкретного изделия одновременно используют фоновое и верховое письмо.

Хохломские орнаменты весьма характерны и узнаваемы как по мотивам, так и по манере рисования.

  • Трава. Травинки наносят витиеватыми линиями, причудливо сплетающимися между собой. Дополнениями служат изображения маленьких ягод и колосков.
  • Цветочный узор. Прорисовывается более широкими мазками, чем в предыдущем случае. Благодаря этому получаются лепестки. Они дополняются изображениями ягод, расположенных вокруг стеблей.
  • Узор типа «пряник». Орнамент вписывается в геометрическую фигуру — квадрат, ромб, круг.
  • Кудрина — орнамент из золотых завитков, во многом и определяющий стиль хохломы. Часто золотом изображают крупные ветки с листьями, выступающими, например, в роли каймы по краю изделия.

В традиционные хохломские росписи мастера также нередко включают изображения сказочных птиц, насекомых, рыб и зверей.

Роспись неотделима от других этапов создания посуды, поскольку важна основа для нанесения картинки, а также дальнейшая обработка предмета, позволяющая сохранить рисунок в процессе эксплуатации и придать ему художественную завершенность. Неслучайно перед нанесением изображения посуду покрывают водонепроницаемым раствором. Затем — маслом, например, льняным, благодаря чему достигаются гладкость и глянцевый блеск. После этого идет этап лужения, когда на поверхность наносится порошок алюминия, позволяющий добиться зеркального блеска.

На уже расписанную посуду не менее 5 раз наносят специальный лак, имеющий желтоватый отлив. После каждого этапа лакирования дается время на просушку.

В конце обработки предметы ставят в печь при температуре 150 градусов и выдерживают там 4 часа, чтобы на поверхности образовалась золотисто-бронзовая пленка — характерный признак хохломской росписи.

Виды посуды

Купить, заказать у мастера или расписать в стиле хохломы своими руками можно самую разнообразную по своему назначению посуду. Это может быть просто чайная пара или целый набор из многих предметов с характерными узорами:

  • пивной;
  • винный;
  • для десерта;
  • для специй;
  • для первых блюд.

Популярностью пользуются расписанные в духе хохломы:

  • тарелки и ложки;
  • подносы;
  • кувшины;
  • чашки;
  • конфетницы и фруктовницы;
  • сахарницы;
  • ковши;
  • чайники.

Некоторые люди из отдельных предметов формируют свои комплекты, ориентируясь на те или иные узоры, являющиеся центром композиции на конкретных экземплярах.

Можно, например, собрать свой «клубничный», «малиновый» или «смородиновый» комплект.

Материалы

  • Наиболее естественно выглядит посуда с хохломской росписью, выполненная из дерева. Само дерево очень легкое, но после обработки становится тяжелее и приобретает хохломские золотисто-медовые оттенки. Деревянная расписная тарелка или чайная пара с таким рисунком вполне практична.
  • Более привычными для посуды в нашем веке являются фарфор и керамика. По фарфору удобно рисовать, поскольку поверхность материала гладкая. Рисунок получается красивым и аккуратным. Из фарфора можно сделать даже совсем небольшие по размеру предметы.
  • Керамическая посуда хороша тем, что держит тепло как термос. При этом украшенная хохломой, она на любом столе смотрится празднично.
  • Хохломской росписью украшают также и стеклянную посуду — банки, стаканы, кувшины и прочие сосуды.
Читайте также:  Почему оторвало тарелку клапана

Краски хохломы — это преимущественно осенние оттенки. Ценители соответствующей палитры найдут в посуде с характерными мотивами свежесть российского осеннего дня. Неслучайно многие стремятся обогатить дом предметами с такой росписью. Стол, уставленный посудой с хохломским рисунком, выглядит по-царски.

О росписе в стиле хохлома смотрите далее.

Источник

Роспись тарелки хохлома

Хохломская роспись на тарелке

Автор: Шибанова Татьяна Валерьевна, учитель обслуживающего труда, МОБУ СОШ с. Томское Серышевского района Амурской области

Мастер класс: Роспись тарелки «Осенний лист»

Назначение: Изделие предназначено для оформления кабинета обслуживающего труда.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Нам понадобится для работы:

1. Одноразовая тарелка

2. Деревянная ложка

3. Акриловые краски красного, желтого и черного цветов

4. Кисти, карандаш, палитра, баночка для воды

5. Бесцветный лак

6. Орнамент будущей росписи

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Вот и мы сегодня попробуем расписать тарелку и ложку хохломскими узорами.

Узор будет вписываться в круг.

Придумываем (или берем из интернета) подходящий орнамент и переносим его на нашу тарелку.

Золотые листья, с темными ягодами очень хорошо будут смотреться на красном фоне. Аккуратно заполняем фон красным цветом, обрисовывая каждый листочек и завиточек.

Далее заполняем нужные нам элементы желтым цветом – это листья, завитки и стебли, а также черным выкрашиваем ягоды.

Поскольку изначально на тарелке был цветной кант, совсем нам не нужный, а красным цветом заглушить его не удалось, делаем черный ободок во внутренней части тарелки и по самому краю.

Наносим на черные ободки желтым цветом капельки. Тонкой кистью прорисовываем прожилки на листьях, выделяем стебельки и капельки.

Источник

Поделиться с друзьями