Тарелка девушка с жемчужным

Девушка с жемчужной сережкой картина Яна Вермеера

Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужиной серёжкой» 2003 года, огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужиной серёжкой». Фильм снят по роману Трейси Шевалье, в котором писательница предлагает довольно вольную трактовку создания картины. И, кончено, многие, кто видел фильм, уверены, что это правдивая версия. Но, обо всём по порядку.

Картина «Девушка с жемчужиной серёжкой» (нидер. «Het meisje met de parel») написана около 1665 года. В данное время хранится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды, и является визитной карточкой музея. Картина, получившая прозвище голландской Моны Лизы, или Моны Лизы Севера, написана в жанре Tronie (от нидер. слова «голова», «лицо»). Этот жанр — разновидность портрета — популярный в Голландии в 17 веке. Модели изображались анонимно, с необычным выражением на лице или в необычном наряде.
Так и модель картины Вермеера достоверно неизвестна. Существует несколько гипотез. Во-первых, считается, что моделью могла быть дочь Вермеера, Мария. В 1665 году ей как раз было около 12-13 лет. По второй гипотезе, позировала дочь покровителя Вермеера мецената Рюйвена, ровесница Марии.

По третьей версии (роман Т.Шевалье) на картине изображена служанка-любовница Грид, имя которой якобы означает жемчужина, отсюда и отождествление девушки и жемчужины. Однако полное название «Девушка с жемчужиной серёжкой» картина получила только в двадцатом веке, а ранее называлась «Девушка в тюрбане», или просто «Девушка». Поэтому такая версия, лёгшая в основу фильма, лишь красивая история, ничуть не претендующая на правду. Кроме этого, по свидетельствам, брак Вермеера был счастливым. Его жена была красива, и выступала моделью для многих картин мужа. У них было 15 детей, что для Голландии XVII века, когда уже знали о контрацепции, было большим числом.

О самой картине

Поза девушки запечатлена в движении, со спины. Мы смотрим на неё сбоку, она поворачивается к нам, и смотрит так, словно хочет отвести взгляд. Но её рот слегка приоткрыт: в голландской живописи такой жест часто служит знаком обращения.

Тюрбан. Использовать экзотические элементы «врагов христиан» (турков) в Европе стали с XV века. В своих работах Вермеер нередко использует такие декоративные элементы. И тюрбан на голове модели не редкость. Однако у Вермеера форма тюрбана весьма интересна. Он состоит из двух частей: первый кусок ткани яркого ультрамаринового цвета плотно облегает голову девушки, подчёркивая форму черепа. Вторая часть, лимонного цвета спадает, как фата, практически вертикально, что служит неким визуальным якорем поворота девушки.

Элементы картины:

Тюрбан.

Использовать экзотические элементы «врагов христиан» (турков) в Европе стали с XV века. В своих работах Вермеер нередко использует такие декоративные элементы. И тюрбан на голове модели не редкость. Однако у Вермеера форма тюрбана весьма интересна. Он состоит из двух частей: первый кусок ткани яркого ультрамаринового цвета плотно облегает голову девушки, подчёркивая форму черепа. Вторая часть, лимонного цвета спадает, как фата, практически вертикально, что служит неким визуальным якорем поворота девушки.

Платье и белый воротничок.

Одета девушка в грубое жёлтое (можно сказать, землистого цвета) платье (желтый цвет символичен для многих картин Вермеера). На этом фоне сильно контрастирует белоснежный воротник девушки. Он выполнен дерзко, чистой краской.

Однако, сейчас цвет воротничка не похож на первоначальный. Свинцовые белила со временем изменили свой цвет.

Жемчуг.
На картине внимание привлекает жемчужная серьга. Она большая, каплевидной формы, отливающая перламутром. Этот блеск повторяется и в глазах, и на губах девушки.
Мог бы быть жемчуг настоящим в серьге? Достоверное неизвестно. Но размер жемчужины представляется слишком большим. Она могла быть увеличена фантазией автора, либо изначально быть искусственной.
Между прочим, такая же серьга изображена ещё на восьми картинах Вермеера («Женщина с жемчужным ожерельем», «Женщина с лютней», «Госпожа и служанка», и др.)

Тёмный фон.

Сейчас на картине фон кажется практически чёрным, но изначально он был выполнен глубоким зеленоватым цветом. Этого Вермеер добился тем, что предварительно прописал весь задний фон чёрной краской, а затем покрыл слоем индиго с резедовой желтой, которая дала глубокий зеленый цвет. Это было обнаружено в 1994 году при реставрации. Обе краски очень прозрачны и прекрасно подходят для лессировки. Но со временем индиго почти полностью потемнел, и сейчас уже мы не может видеть того эффекта, какой придавал картине зеленоватый оттенок.

С двух сторон негативные пространства (треугольник справа и прямоугольник слева) различны, и задают этим интересный, своеобразный ритм.

Автору удалось прекрасно передать некую связь между моделью и художником. Она передаётся в движении девушки при повороте головы, тогда как всё её тело направлено в другую сторону. Так создаётся напряжение, но у Вермеера это напряжение тягуче и спокойно.

С момента написания картины прошло много лет, но вопросы так и остаются: кто эта загадочная модель, почему она одета в тюрбан и платье, не свойственное тогдашней моде, что символизирует жемчужина в форме слезы, и на что так смотрит девушка, с какими чувствами? Эти вопросы, разумеется, так и останутся. Ответы на них может дать лишь сама картина, для каждого свои.

Читайте также:  Полка для сувенирных тарелок своими руками

Источник

«Девушка с жемчужной серёжкой» – загадки полотна

Портрет – сложнейший жанр живописи, ведь мастер должен рассказать целую историю о настроении, быте и жизни модели. Но когда ему это удаётся, результат просто поражает! Наша статья познакомит Вас с таким уникальным шедевром.

Картина «Девушка с жемчужной серёжкой»: история создания

Вермеера Делфтского, или Яна Вермеера (1632-1675) заслуженно причисляют к лучшим нидерландским художникам XVII ст., даже несмотря на то, что до наших дней дошли всего 34 его произведения, и сведений о них сохранилось очень мало.

154
Оригинал картины Вермеера
Холст, масло. 44,5 × 39 см

Миниатюрный (44,5*39 см) портрет юной красавицы с крупной серьгой в левом ухе написан в 1663-1667 г. Установить точную дату не удалось – шедевр впервые упоминается в реестре 1676 г., составленном после смерти мастера. Полотно относят к стилю «трони» – изображениям по плечи или по пояс, для которых натурщики позировали в странных костюмах или корчили рожи. И впрямь, наряд девушки довольно необычен – в ту эпоху голландка никак не могла надеть лазурно-жёлтый турецкий тюрбан или огромные драгоценности.

А вот личность модели так и осталась тайной. Есть версии, что ею была супруга живописца Катарина Болнес, его старшая дочь Мария либо её подружка Магдалена, 13-летняя наследница мецената Питера ван Рюйвена. А согласно книге британской романистки Т. Шевалье и снятому по ней фильму, великий художник вдохновлялся своей горничной Грид.

Однако до XIX ст. картина пребывала в забвении. В 1881 г., когда филантроп А. А. дес Томбе (1816-1902) приобрёл её на аукционе в Гааге, он заплатил менее 3 гульденов (около 27 $) – в таком ужасающем состоянии находилось полотно. Повреждения частично устранили уже в начале ХХ ст., когда шедевр перешёл в собственность королевского музея Маурицхёйс (Гаага, Нидерланды).

В 1915 г. портрет очистили и заново покрыли лаком. В 1960 г. осыпающуюся с холста краску закрепили смесью воска и смолы. А в 1994 г. полотно подвергли генеральной реставрации, что длилась дольше года. Её проводили прямо в музейном зале, оборудовав там отдельный бокс.

Сейчас это произведение Яна Вермеера – чрезвычайно популярный экспонат. В 1995-1996 гг., когда шедевр демонстрировали в Национальной галерее искусств в Вашингтоне (США), им любовалось более 330 тыс. зрителей.

Кстати, своё современное название картина «Девушка с жемчужной серёжкой» («Girl with a Pearl Earring», или, на языке автора, «Het meisje met de parel») получила именно перед той поездкой. Раньше она значилась в каталогах как «Трони в турецком стиле», «Лицо девушки» либо «Девушка в тюрбане». Также портрет побывал в Париже (заслужив там титул «Северной Джоконды»), Лондоне, Риме, Делфте и Амстердаме. А музей Маурицхёйс ежегодно принимает до 2,2 млн. посетителей!

Полотно растиражировано и в массовой культуре. Оно фигурирует даже в юмористических мультсериалах «Симпсоны» и «Южный парк». В 2014 г. на стене портового строения в Бристоле (Англия) появилась граффити-пародия на шедевр, выполненная эпатажным Бэнкси – он назвал её «Девушка с пирсингом барабанной перепонки». А живописцы-постмодернисты изготавливают копии рисунка из самых неожиданных материалов – от полимерной пластмассы до пыльцы на крылышках мотылька!

Секреты художника – неординарный талант или новаторская техника?

«Девушка с жемчужной серёжкой»
картина из янтаря

Учёные давно спорят о том, как работал Ян Вермеер. Картины гения отличаются почти фотографической реалистичностью. Поэтому изобретатель из Техаса Тим Дженисон заявил, что нидерландский мастер использовал камера-обскура (от латинского слова «camera obscūra» – «тёмная комната») – светонепроницаемый ящик с зеркалами и отверстием в одной из стенок, формирующий оптические проекции. Сфокусированные лучи падали на экран, и живописец повторял изображение с помощью красок.

Правдива ли такая гипотеза? По мнению исследователей, художник действительно применял подобные инструменты – об этом свидетельствует контраст затенённых и светлых областей на лице модели, а также мягкие, закруглённые границы между ними. Похожие эффекты заметны и в одежде: синяя полоса в головном уборе написана лишь двумя оттенками, а остальной наряд вышел абстрактным и размытым – непонятно даже, рубашка это, платье или кафтан.

Впрочем, открытие не умаляет ценности шедевра. Цветущая молодость натурщицы, изящный поворот её головы, пытливый взгляд, устремлённый прямо на зрителя и губы, с которых будто бы слетает оклик – вот чем очаровывает картина «Девушка с жемчужной серёжкой». Художник создал чрезвычайно яркий и запоминающийся образ, и не важно, как именно.

Ткань, пигменты и пыль – из чего состоит шедевр?

В 2018 г. в галерее Маурицхёйс стартовал проект «Девушка в центре внимания» («Girl in the Spotlight»). В течение двух недель шедевр сканировали, просвечивали рентгеновскими, инфракрасными и ультрафиолетовыми лучами, помещали под масс-спектрометры, электронные микроскопы и газовые хроматографы. Что же показали эксперименты?

Прежде всего, мастер очень требовательно подбирал материалы. В Антверпене он закупал прочные льняные холсты тонкого плетения (до 14,66 горизонтальных и 14,5 вертикальных нитей на см2). Краски художник готовил самостоятельно, на основе растительного масла, нагретого до 300̊С. Эта субстанция была густой, глянцевитой и позволяла писать как пастозно (плотными, непросвечивающими слоями), так и точечными мазками.

Довольно дороги и пигменты, которыми пользовался Ян Вермеер. Произведения гения переливаются оранжево-алыми тонами киновари (химического соединения на базе ртути и сероводородной кислоты), насыщенным багрянцем кармина (эту вытяжку из насекомых, питающихся кактусами-опунциями, ввозили из Мексики), чистым сиянием свинцовых белил из восточной Германии и глубокой синевой ультрамарина – сырьём для него служил растолчённый лазурит, поставляемый из Средней Азии.

К сожалению, не все материалы выдержали испытание временем. Так, фон картины, который из-за фотостарения и грязи кажется однородно тёмным, на самом деле является комбинацией угольно-чёрной подложки с полупрозрачной индиговой и резедовой (лимонной) глазурью. Светлые участки сильно пожелтели. Годы не пощадили ни подпись «IVMeer» в левом углу сверху, ни мелкие элементы рисунка – например, волоски бровей и ресниц натурщицы.

Чем украшена «Девушка с жемчужной серёжкой»?

Ян Вермеер очень внимательно относился к своим работам – говорили, что он мог годами искать нужный реквизит. Несомненно, живописец знал, как выглядит жемчуг, и хорошо умел изображать его рассеянное мягкое мерцание. Но серьга на портрете блестит слишком ярко – она скорее похожа на изделие из металла, стекла или фарфора, даже если учесть, что один из бликов был лишь кусочком краски, упавшим с другого фрагмента.

В галерее Маурицхёйс уверены, что подобный эффект, как и замысловатая одежда натурщицы, был намеренным. Так мастер указывает, что запечатлённый им образ – игра фантазии, иллюзия, возникшая благодаря силе искусства.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Помощь новичкам

Приложения

  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Музыкальный плеер
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • СРОЧНО.ДЕНЬГИК сожалению, всякое бывает… И чаще, почему-то, это всегда случается неожиданно… Уникальная единая форма для подачи заявки на кредит во все банки сразу поможет сэкономить нервы, время и деньги!
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

Ссылки

Музыка

Музыкальный плеер

Метки

Рубрики

  • APXИB (270)
  • АСТРОЛОГИЯ (419)
  • АРОМАТЫ И ПАРФЮМ (23)
  • АРТ-КАТАЛОГИ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (756)
  • АРХИТЕКТУРА (464)
  • АУДИО И РАДИО:КНИГИ И СПЕКТАКЛИ (68)
  • АФОРИЗМЫ И МУДРИНКИ (378)
  • БЛОГГЕРУ О Л.И.Р.У (1075)
  • Всё для блога (781)
  • Схемы оформления (126)
  • Рамочки (125)
  • Разделители,стрелки,смайлы (112)
  • ВРАЧЕБНЫЕ БАЙКИ (451)
  • ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ (152)
  • ГРАФИКА (1677)
  • ДЕРЗОСТИ ДИЗАЙНА (21458)
  • ДО-И-ШКОЛЬНОЕ (3763)
  • ЖИВОПИСЬ,ИЛЛЮСТРАЦИИ, АРТ (17943)
  • ЗАКАЛЯЕМ ДУХ И ТЕЛО (5916)
  • ИЗРАИЛЬ (4777)
  • моя маленькая страна (4414)
  • израильские фотографы (1162)
  • русские израильтяне (1059)
  • израильские художники (518)
  • еврейская кухня (252)
  • израильские изобретения (103)
  • Байки из Цахала (101)
  • ИСТОРИЯ ИСКУССТВА (2820)
  • ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА (48)
  • ИНТЕРЕСНОЕ (14725)
  • КОСИЧКИ ДЛЯ ЛАРИСКИ (34)
  • КУМИРЫ — ЖЗЛ (466)
  • КРАСОТА ПРИРОДЫ (1289)
  • КНИЖНОЕ (1230)
  • КРУЖАТСЯ ДИСКИ (666)
  • КАРИКАТУРА И ШАРЖ (537)
  • КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА (163)
  • КУКЛЫ и ИГРУШКИ (276)
  • МАМИНА КНИГА (38)
  • НА СТРУНАХ НЕЖНОСТИ (12797)
  • ПАРОДИИ (64)
  • ПОСТОЯННЫМ ЧИТАТЕЛЯМ И ДРУЗЬЯМ (20469)
  • ПОЭЗИЯ (9384)
  • ПРОЗА (2340)
  • ПСИХОЛОГИЯ (3337)
  • ПУТЕШЕСТВУЯ ПО МИРУ (2917)
  • ПЕТEРБУРГ, ЛЕНИНГРАД,ПЕТРОГРАД (1427)
  • ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ- КОЛДУЕМ НА КУХНЕ (285)
  • РАЗНОЕ (48)
  • РУССКИЙ ЯЗЫК (444)
  • СКУЛЬПТУРЫ (502)
  • ТАНЕЦ (667)
  • ТЕСТЫ , ГОРОСКОПЫ, ГАДАНИЯ (517)
  • ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА (377)
  • СКАЗОЧНОЕ (1574)
  • Сказки (1294)
  • Музыкальное волшебство (143)
  • Сказки от Эльфики (130)
  • ФЭНТЕЗИ, СЮР от художников и фотографов (2410)
  • ФИЛЬМОТЕКА (378)
  • ФОТО И ФОТОГРАФ (3587)
  • ХОЗЯЮШКАМ НА ЗАМЕТКУ: МАЛЕНьКИЕ ХИТРОСТИ (89)
  • ШТУЧКИ И ОДЕССКOЕ (645)
  • ЭРОТИКА,НЮ (1407)
  • ЭРМИТАЖНО-МУЗЕЙНОЕ (265)
  • ЮМОР (2234)
  • ЯПОНИЯ (527)
  • Я ИВРИТ УЧУ НЕ ПО УЧЕБНИКАМ (247)
  • Я ЛЮБЛЮ КВН (16)
  • ЯЗЫКОМ КРАСОК ( художники) (17428)
  • aмериканские художники (2757)
  • aнглийские художники (1161)
  • aвстралийские художники (253)
  • aвстрийские художники (211)
  • aргентинские художники (60)
  • aзербайджанские (21)
  • албанские художники (23)
  • aрмянские художники (96)
  • белорусские художники (521)
  • болгарские художники (214)
  • бельгийские художники (215)
  • бразильские художники (96)
  • венгерские художники (143)
  • вьетнамские художники (60)
  • венесуэльскиe художники (12)
  • грузинские художники (127)
  • голландские художники (119)
  • греческие художники (86)
  • датские художники (89)
  • испанские художники (401)
  • иранские , иракские , пакистанские художники (79)
  • индийские художники (72)
  • ирландские художники (40)
  • индонезийские художники (16)
  • итальянские художники (524)
  • канадские художники (469)
  • китайские художники (396)
  • корейские художники (197)
  • кубинские художники (27)
  • кенийские художники (8)
  • латвийские художники (66)
  • литовские художники (171)
  • мексиканские художники (74)
  • малайзийские художники (36)
  • молдавские художники (119)
  • монгольскиe, мозамбикские художники (9)
  • немецкие художники (382)
  • норвежские художники (67)
  • новозеландские художники (15)
  • нидерландские художники (87)
  • oсетинские художники (10)
  • польские художники (593)
  • перуанские художники (53)
  • португальские художники (26)
  • pоссийские художники (4842)
  • pусские художники (402)
  • pумынские художники (105)
  • cингапурские художники (31)
  • сирийские художники (8)
  • турецкие художники (93)
  • тайваньские/ тайландские / тайские художники (93)
  • украинские художники (1156)
  • узбекские художники (49)
  • французские художники (1123)
  • финские художники (99)
  • филиппинские художники (35)
  • художники Казахстана, Киргизии, Татарстана (84)
  • чешские / словенские художники (114)
  • чилийские художники (45)
  • шведские художники (112)
  • швейцарcкиe художники (62)
  • югославские, македонские ,cербские, хорватские (81)
  • эстонские художники (58)
  • южноафриканские художники (56)
  • японские художники (392)

Цитатник

«Милый друг» / Клим Ли + Klim Lee / Клим Ли facebook [MORE=>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>] Радиоспекта.

«Український космос» / Олег Шупляк Шупляк Олег (MrOlik) / Oleg Shupliak .

Полжизни мы теряем из-за спешки. Художник-акварелист Андрияка Сергей Николаевич (Россия, 1958). Пейз.

Уходит год крысиный, Эх, бед он натворил! Covidom, как трясиной, Всю Землю вдруг покрыл. &nb.

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

История одного шедевра:«Девушка с жемчужной серёжкой» Янa Вермеерa

Читайте также:  Бирюзовые тарелки с цветами

Вторник, 31 Октября 2017 г. 09:23 + в цитатник

История одного шедевра:«Девушка с жемчужной серёжкой» Янa Вермеерa

Голландская Мона Лиза

Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужиной серёжкой» 2003 года, огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужиной серёжкой».

Фильм этот снят по роману Трейси Шевалье, в котором писательница предлагает довольно вольную трактовку создания картины. И, конечно, многие, кто видел фильм, уверены, что это правдивая версия.

Картина «Девушка с жемчужиной серёжкой» (нидер. «Het meisje met de parel») написана около 1665 года. В данное время хранится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды, и является визитной карточкой музея. Картина, получившая прозвище голландской Моны Лизы, или Моны Лизы Севера, написана в жанре Tronie (от нидер. слова «голова», «лицо»). Этот жанр — разновидность портрета — популярный в Голландии в 17 веке. Модели изображались анонимно, с необычным выражением на лице или в необычном наряде.

Так и модель картины Вермеера достоверно неизвестна. Существует несколько гипотез. Во-первых, считается, что моделью могла быть дочь Вермеера, Мария. В 1665 году ей как раз было около 12-13 лет. По второй гипотезе, позировала дочь покровителя Вермеера мецената Рюйвена, ровесница Марии.

По третьей версии ( роман Трейси Шевалье ) на картине изображена служанка-любовница Грид, имя которой якобы означает жемчужина, отсюда и отождествление девушки и жемчужины. Однако полное название «Девушка с жемчужиной серёжкой» картина получила только в двадцатом веке, а ранее называлась «Девушка в тюрбане», или просто «Девушка». Поэтому такая версия, положенная в основу фильма, лишь красивая история, ничуть не претендующая на правду. Кроме этого, по свидетельствам, брак Яна Вермеера был счастливым. Его жена, в отличие от той, какая была показана в романе и фильме, была красива, выступала моделью для многих картин мужа.

Читайте также:  Аэрогриль можно ставить тарелку

Описание картины «Девушка с жемчужной серёжкой»

«Девушка с жемчужной серёжкой» – самая знаменитая картина Яна Вермеера, которую часто именуют «северной (или голландской) Моной Лизой». Сам живописец, как и его коллеги-современники, не давал названий своим произведениям. Обычно это делали стряпчие, составляя реестр имущества клиентов. Так, в описи от 1676 года, сделанной после смерти художника, значатся «два трони в турецком стиле» (трони – портреты-фантазии). Одним из них, скорее всего, была эта работа. Позже она была известна как «Девушка в тюрбане» и «Лицо девушки».

В 1881 году картину купил на аукционе всего за 2,3 гульдена (примерно 27 долларов США на сегодняшний день) некий коллекционер, после смерти которого она попала в Маурицхёйс. В 1995 году, перед подготовкой к ретроспективе Вермеера в Вашингтоне, полотну и дали название Meisje met de parel (Girl with Perl Earring). Четыре года спустя писательница Трейси Шевалье закрепила его в одноимённом романе, который лёг в основу фильма с Колином Фёртом и Скарлетт Йоханссон в главных ролях.

Вермеер создал картину приблизительно в 1665 – 1667 годах. Как уже упоминалось, это «трони», то есть не заказной портрет конкретной личности, а студийная фантазия, изображающая анонимную модель с необычным выражением лица или, как в данном случае, в странном костюме. Так что мы не знаем, кто позировал художнику. Есть предположение, это его старшая дочь Мария, которой на тот момент исполнилось 12 – 14 лет.

Ян Вермеер был мастером света. Здесь он проявил свой талант, виртуозно изобразив мягкое сияние кожи девушки и блики на её влажных губах. Художник использовал уникальное сочетание кремовых тонов и пигментов, поэтому лицо модели так эффектно контрастирует с тёмным фоном, где в качестве грунтовки применялся зелёный охристый. Но главное, что привлекает внимание зрителя – это, конечно же, крупная серьга.

Вокруг этого украшения развернулись нешуточные споры. Некоторые исследователи указывают на его маловероятные размеры и странный блеск, словно оно сделано из металла или окрашено металлической краской.

Так, в ноябре 2014 года голландский астрофизик и художник-любитель Винсент Ике написал в журнале New Scientist: «…главные сомнения вызывает отражение белого воротника в нижней части бусины. Если это жемчужина, то она состоит из тонких слоёв кальцита, которые рассеивают и преломляют свет разной длины. Это создаёт знаменитый мягкий белый — жемчужный — блеск. Вместо этого мы видим яркий блик в левой верхней части украшения и отражение фрагмента одежды внизу…» . Профессор Ике полагает, что серьга изготовлена из «серебра или, возможно, полированного олова» .

В ответ галерея Маурицхёйс опубликовала следующее: «Статья Винсента Ике подтверждает то, что мы писали о «Девушке с жемчужной серёжкой» Вермеера некоторое время назад… В музейном описании картины также упоминаются нереальные размеры жемчуга. Винсент Ике приходит к тому же выводу, но через иное понимание и изучение. Маурицхёйс с большим интересом воспринял его результаты. Это иллюстрирует то, почему голландские картины XVII века так интересны: на них всё не то, чем кажется» .

Кураторы Маурицхёйса Квентин Бувело и Ариана ван Шухтелен ранее отмечали: «Жемчужина в ухе девушки удивительно велика. […] В XVII веке крупные жемчужины были редкостью и оказывались у самых богатых людей планеты. Но были довольно широко распространены более дешёвые стеклянные перлы, обычно из Венеции. Их делали из стекла, которому придавали матовость. Вполне возможно, что у девушки такая жемчужина ручной работы» .

Отвечая на аргументы Винсента Ике, Ариана ван Шухтелен указывает: картина — скорее, игра воображения, нежели портрет. Крупное украшение могло быть просто художественным преувеличением. «Ике определённо прав, если считать, что здесь один в один изображена реальность» , — говорит искусствовед. Но эта работа, по её словам, отчасти выдумка: «Я уверена, что Вермеер намеревался передать в красках иллюзию жемчужины» .

Голландке вторит её коллега, куратор Национальной галереи искусств в Вашингтоне Артур Уилок. Он считает, что Вермеер больше интересовался впечатлением от работы, чем «точностью передачи», а потому жемчужина такая крупная и блестящая. В конце концов, это главный элемент картины, и если бы художник дотошно изобразил перламутровую поверхность, это выглядело бы «немного скучно».

«Я не уверен, что вы захотели бы получить крупный нечёткий объект прямо в центре , — говорит Уилок. — Мы должны помнить, что он художник, а не фотограф или эксперт по жемчугу. Это не его занятие» .

Источник

Поделиться с друзьями