Тарелка берлинской королевской мануфактуры

Исторический фарфор ручной работы

«Казалось бы откуда эта тяга могла взяться. Но та страсть к прекрасному, чистой красоте была выше меня и всё время куда-то звала.»
В. Аксёнов.

+7 (495) 983–59–40
+7 (985) 460–47–97

Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине «KPM Berlin». История и развитие

КОРОЛЕВСКАЯ ФАРФОРОВАЯ МАНУФАКТУРА В БЕРЛИНЕ «KPM Berlin»

с 1763 года

сделано вручную

Немецкое название: Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin, сокращенное название бренда “KPM Berlin” [ка пе эм берлин].

Год основания марки: 1763 г. (первое производство фарфора на предприятии-предшественнике – 1751 г.).

Клеймо: с 1763 года синий скипетр (в разные годы логотип претерпевал незначительные видоизменения).

KPM KÖNIGLICHE PORZELLAN-MANUFAKTUR BERLIN GMBH, Wegelystrasse 1, D-10623 BERLIN, Tel: +49 (0) 30 390 09 0

1751 — 1757 гг. Прусский король Фридрих II (1712-1786) всячески поощрял создание новых частных предприятий в Пруссии. В 1751 году фабрикант шерстяных изделий, Вильгельм Каспар Вегели, получил привилегию на основание берлинской фарфоровой мануфактуры, „Manufacture de porcelaine de Berlin“. Для этой цели Фридрих II предоставил в его распоряжение здание Комендантского дома у Королевских ворот, неподалеку от площади Александерплатц, а также дал разрешение на безпошлинный ввоз сырья. Начавшаяся в 1756 году Семилетняя война и проблемы с техническим оборудованием, вынудили Вегели закрыть производство в 1757 году.

Сегодня фарфоровые изделия, изготовленные при Вегели и маркированные литерой „W“, представляют особую коллекционную ценность.

Чашка с монограммой Wegely. Современная реплика. KPM Berlin

1761 – 1763 гг. В 1761 году промышленник Иоганн Эрнст Гоцковски приобрел сохранившиеся оборудование, а также секрет изготовления фарфора. Он пригласил на работу профессиональных керамистов и художников, после чего получил разрешение Фридриха II основать фарфоровую фабрику „Аechte porcelaine fabrique zu Berlin“. Новым адресом мануфактуры стала улица Лейпцигер Штрассе, дом 4. Фарфоровые изделия, изготовляемые при Гоцковском и маркированные литерой „G“, отличались высоким уровнем художественного и технического исполнения. Однако, несмотря на высокое качество продукции, экономические трудности заставили Гоцковского закрыть производство фарфора в 1763 году.

1763- 1793 гг. Тогда же прусский король Фридрих II решил выкупить мануфактуру за 225.000 имперских талеров. Договор о купле-продаже был подписан 19-го сентября 1763 года. По приказанию короля новой маркой фарфоровых изделий мануфактуры стал синий скипетр – деталь герба курфюршества Бранденбург. Фабрика „Aechte Pocelaine Fabrique“ была переименована в «Königliche Porzellan-Manufaktur» („Королевскую фарфоровую мануфактуру“). Число столовых сервизов, заказанных королем в течении всей его жизни, составляет в общем счете 21, причем некоторые из них насчитывают до 450-ти предметов. Мануфактура прославилась столовыми сервизами эпохи прусского рококо, украшенными декорами «Рельефный убор», «Античный убор» или «Новый убор».

Натуралистическая цветочная роспись сочеталась с золотым и цветным декором.

По цвету и по стилю фарфоровые изделия соответствовали оформлению интерьеров замков, для которых они заказывались.

Среди щедрых подарков короля – десертный сервиз с многофигурным настольным украшением, поднесенный в 1772 году императрице Екатерине II в честь заключенного в 1763 году Губертусбургского мира.

1793 – 1871 гг. При Фридрихе Вильгельме II мануфактура стала ведущей в использовании новейших технологий. В 1793 году в Королевской фарфоровой мануфактуре была введена в действие первая в Пруссии паровая машина. В 1795 году началось производство, так называемой, «здоровой посуды», при изготовлении которой не употреблялось красок и глазурей, содержащих свинец. Это направление производства оказалась настолько успешным, что с 1818 года «здоровая посуда» стала производиться в отдельном здании в районе Тиргартен.

Читайте также:  Как прошить тарелку спутниковую

В области художественного оформления произошел переход от рококо к классицизму. В 1790 году был создан сервиз „Курланд“, который до сегодняшнего дня пользуется большим спросом, а также одна из наиболее изысканных и сложных фарфоровых композиций, скульптурная группа „Принцессы“ Иоганна Готфрида Шадова.

Невзирая на непростые экономические условия в начале XIX века, выдающиеся мастера создавали фарфоровые изделия неизменно превосходного качества.

Иоганн Готфрид Шадов, Христиан Даниэль Раух, Карл Фридрих Шинкель, Ганс Христиан Генелли и Леонард Пош расписывали продукцию мануфактуры.

В 1806-07 годах был создан чайный сервиз для императрицы Жозефины Бонапарт, украшенный цветочной росписью в стиле Пьера-Жозефа Редутэ. После окончания освободительных войн в 1815 году победоносным полководцам были преподнесены щедро украшенные сервизы. Сервиз для герцога Веллингтонского является одним из наиболее знаменитых изделий. Сегодня этот сервиз выставлен в Лондоне.

1871- 1918 гг. В 1871 год мануфактура была полностью переведена в Тиргартен и оснащена камерной печью новейшего оборудования, которая была в применении до 1963 года.

В 1887 году была основана химико-техническая исследовательская лаборатория под руководством Германа Зегера. Кроме специальных конусов для определения уровня жароустойчивости, Герман Зегер изготовлял различные виды глазури и мягкий фарфор. Именно он стал основоположником стиля модерн на KPM Berlin.

Выдающимися произведениями эпохи модерн являются сервиз „Ceres“ Шмутца Баудисса и многофигурное настольное украшение, изображающее свадебную процессию, – работа А. Амберга.

1918 – 1943 гг. После основания Веймарской республики, Королевская Мануфактура Фарфора была переименована в Государственную Мануфактуру Фарфора, однако марка „КРМ“ сохранилась.

В начале XX века такие художники-современники как Герхард Маркс, Маргарита Фридлендер, работающие в стиле баухаус, и Людвиг Гиз расписывали фарфоровые изделия КРМ Berlin. Под влиянием «Германского союза художественных ремёсел и промышленности» (Веркбунд) и художественного направления баухаус была создана такая современная классика, как обеденный сервиз „Урбино“, работа Труды Петри.

1943 – 1956 гг. Перелом произошел во время Второй мировой войны. В 1943 году мануфактура пострадала от бомбардировок, в результате чего производство временно перенесли во франконский город Зельб, а с 1956 года мануфактура была вновь открыта на прежнем месте, в берлинском районе Тиргартен.

1956 – 2004 гг. В 1988 году мануфактура отмечала 225-летие со дня своего основания, в честь чего была вновь переименована в Королевскую Фарфоровую Мануфактуру.

С 1998 по 2003 год здание КРМ было отреставрировано как памятник культурного достояния и оснащено новейшим оборудованием.

Отреставрированное здание KPM Berlin в берлинском Тиргартене

2004 — по настоящее время. В декабре 2004 года Берлинская фарфоровая мануфактура была приватизирована. С февраля 2006 года владельцем и руководителем этого исторического предприятия является господин Йорг Вольтман. Это было счастливое событие для мануфактуры, иначе она была бы вынуждена объявить о банкротстве.

Йорг Вольтманн – классический успешный предприниматель, который аккуратно ведёт дела, шаг за шагом нащупывая золотую жилу. Постепенно он привёл коллектив предприятия, насчитывающий 170 сотрудников, к прибыльности. Сделать это он считал своей обязанностью и делом чести. Для этого он уже инвестировал 20 миллионов евро своих средств. Благодаря этому мануфактура и по сей день продолжает производить фарфоровые сервизы, которые были когда-то разработаны самыми известными дизайнерами своего времени, такими, как: Фридрих Шинкель, Готтфрид Шадов, Георг Кольбе, Герхард Маркс, Энцо Мари и др.

Маркировка фарфора KPM Königliche Porzellan — Manufaktur Berlin

Прусский король Фридрих II предоставил KPM Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin в 1763 г. скипетр из курбранденбургского герба для введения его в качестве официального штемпеля для маркировки фарфора.

С этого времени скипетр является маркетинговым знаком для безупречного фарфора от KPM Berlin.

Маркировка фарфора на KPM Berlin производится после первого обжига, до глазирования. После произведения контроля качества только абсолютно безукоризненный фарфор штампуют скипетром кобальтово-голубой подглазурной краской. Только после этого фарфор глазируют и обжигают второй раз. Скипетр остаётся под глазурью чётко различимым, контуры слегка расплываются по краям, что является типичным для кобальтовой подглазурной краски. Маркетинговый знак, таким образом, застрахован от подделок и не стирается во время использования.

Читайте также:  Код для тарелки телекарта

На бисквитном фарфоре (неглазированном) скипетр ставится вслепую, то есть на свежую, ещё необожжённую фарфоровую массу.

а протяжении времени менялся также и облик скипетра. С начала 2007 года скипетр вновь предстаёт в своей традиционной форме вместе с буквами КРМ.

Держава („яблоко“ – шар с крестом) – маркировка декорированного фарфора

Расписанный фарфор получает с 1803 года дополнительную подглазурную маркировку. Надо отметить, что маркировка росписи, также как и скипетр, менялась на протяжении времени.

В настоящее время это штемпель в форме державы, которая также является обозначением власти и ставится рядом со скипетром. В зависимости от вида декорации, держава ставится в различных цветах.

Держава красного цвета ставится на декорах с росписью цветами и многоцветно расписанными фигурами.

Держава зелёного цвета ставится на всех декорированных изделиях золотом, платиной, монограммами и гербами.

Держава голубого цвета ставится на декорах, которые производятся при помощи огнеустойчивых красок (HTS). Эти краски обжигают при очень высокой температуре и затем окунают в глазурь. После обжига краска сливается с прослойкой глазури, она не чувствуется на ощупь как надглазурная краска и пригодна для мытья в посудомоечной машине.

Держава чёрного цвета указывает на печатный декор. По определённому эскизу производится литография, как образец для керамического ситового тиснения. Мотив может быть произведён в желаемом количестве и, при желании, HTS-красками.

Рядом с державой — маркировкой декорированного фарфора, находится обычно также короткая ручная пометка (на тарелках — на кольце-подставке). Каждый художник фарфора имеет свою индивидуальную подпись-пометку, которой он помечает расписанные им изделия. Каждое, вручную расписанное изделие из фарфора, является уникальным и отличается «почерком» отдельного художника.

Цифры, следующие за пометкой художника, обозначают различные декоры. Например, сервиз Rocaille предлагается в 16 различных декорациях.

Особые декорации и оформления, отличающиеся от предлагаемого ассортимента, в основном, обозначаются номером 99.

Исключения

— Ручки для столовых приборов и плакеты-украшения с неглазированной обратной стороной маркируются голубым скипетром надглазурной краской.

— На Мари-вазы, маленькие фигуры животных (утка, белка, голубь и др.), а также отчасти Вuddy-медведей не ставится пометка художника.

— На ложках, по эстетическим причинам, не ставится ни скипетр, ни знак художника.

— Монограммы из цветов помечаются красной державой.

Источник

KPM Berlin: производство элитного фарфора с 250-летней историей

KPM Berlin (Королевская Фарфоровая Мануфактура в Берлине) — торговая марка, известная с 1763 года. Ее основал король Пруссии Фредерик II, когда выкупил небольшую берлинскую фабрику, открывшуюся двенадцатью годами ранее. С тех пор символом KPM Berlin стал кобальтово-синий королевский скипетр, хорошо знакомый знатокам немецкого фарфора. Полное название производства — Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin.

KPM Berlin работает более 250 лет, по-прежнему располагаясь в историческом центре города. Фабрика славится расписанными вручную фарфоровыми изделиями премиум-класса. Это желанное приобретение для коллекционеров и ценителей изящных вещей.

История мануфактуры KPM Berlin

У KPM Berlin был предшественник — основанное в 1751 году предприятие Вильгельма Каспара Вегели (Wilhelm Caspar Wegely). К закрытию фабрики привела Семилетняя война, охватившая почти всю Европу и многие другие страны. В этом масштабном конфликте решались колониальные интересы крупнейших европейских держав. Пруссия принадлежала к коалиции победителей и закрепила статус одной из ведущих европейских стран, но была сильно истощена.

Читайте также:  Тарелки белые для нанесения

К концу войны предприятие попытался восстановить торговец Иоганн Эрнст Гоцковски (Johann Ernst Gotzkowsky). Он выкупил сохранившееся оборудование и секреты производства, нанял опытных художников и гончаров. Многие мастера ранее работали на Мейсенской мануфактуре. Они выпускали прекрасный по художественным и техническим характеристикам фарфор. Несмотря на это, экономический кризис 1763 года привел Гоцковского к банкротству.

Фридрих II решил взять управление мануфактурой под свой контроль и выкупил ее. Чтобы обеспечить предприятию успех, король запретил импорт иностранного фарфора и сам стал регулярно заказывать роскошную посуду. Для него было изготовлено более 20 сервизов, многие из них включают свыше 450 предметов. Посуда расписывалась в стиле рококо, оформление часто подбиралось под интерьер того или иного замка. В 1772 году Екатерина II получила в подарок десертный набор, изготовленный на этой фабрике.

При участии короля производство постоянно развивалось и усложнялось. В 1784 году, после четырехлетней работы, был получен особенный голубой оттенок, названный «Блю Морант». В 1790-м, по заказу герцога Курляндского, создается роскошный сервиз «Курляндия», оформленный в стиле классицизма. Эта форма с угловатыми ручками стала очень популярной. Она продолжает выпускаться и в наши дни. Еще через несколько лет на производстве появилась первая в государстве паровая машина.

В XVIII веке KPM Berlin продолжала выпускать изделия превосходного качества. Среди них декоративные расписные тарелки, чайные пары, вазы, статуэтки. Появляются новые краски на основе оксида хрома и иридия. Палитра становится настолько разнообразной, что роспись может соперничать с масляной живописью. Отдельного упоминания заслуживают чайный набор для Жозефины Бонапарт с флоральным рисунком и подарочные сервизы для полководцев, сражавшихся против Наполеона.

В 1871 году фабрика была модернизирована и оснащена новыми печами, проработавшими затем более 90 лет. В конце XVIII столетия большой вклад в развитие мануфактуры внес Герман Зегер (Hermann Seger). При нем открылась исследовательская лаборатория, были получены новые виды глазури и мягкого фарфора. В оформлении ярко проявился югендстиль. Выдающимся произведением этой эпохи стала посуда Ceres, созданная в 1912 году.

KPM Berlin: XX век и настоящее время

До 1918 года производство оставалось королевской собственностью, а после перешло государству. Его переименовали в Государственную Фарфоровую мануфактуру (Staatliche Porzellan-Manufaktur) с сохранением марки KPM. В художественном плане начало XX века отмечено сотрудничеством с художниками Баухауса (Bauhaus), создавшими в 1931 году сервиз «Урбино». Он получил гран-при на Всемирной выставке в Париже. Это настоящий гимн функциональности. Например, перевернутая крышка супницы превращается в вазу.

В конце 1930-х, в честь 175-летия, была разработана форма Arkadia. Ее расписывали сюжетами из греческой мифологии или изображениями луговых цветов. Во Вторую мировую войну производство переехало в другой город, но в 1956 году вернулось на прежнее место. В 1988-м оно отмечало 225-летие и снова получило название Королевской Фарфоровой Мануфактуры.

В начале XXI века фабрика была обновлена и получила статус памятника культурного достояния. Сейчас на ней работают 170 мастеров, которые продолжают создавать фарфор в люксовом сегменте. В том числе производятся лучшие изделия, разработанные за всю историю мануфактуры. Можно купить посуду в стиле рококо, классицизма, модерна и постмодерна. В 2013 году, по случаю 250-летия, появились сервизы в новом оформлении: Kurland Blanc Nouveau и Kurland Royal Noir.

Старинный фарфор с ручной росписью — ценное приобретение для коллекционера. Искать и покупать такие изделия удобно на сайте Very Important Lot. Заглядывайте в наш каталог аукционов, чтобы не пропустить ничего интересного!

Источник

Поделиться с друзьями