Скатерть с татарским орнаментом

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере

Меня зовут Эльвира. С самого детства я занимаюсь творчеством. Создаю различные предметы декора, интерьера и стиля. Нередко, в силу своей национальности видимо, в моих работах встречаются татарские мотивы. Позже я начала сама интересоваться татарскими орнаментами, для использования их в своих идеях. А сегодня решила немного рассказать вам о татарских орнаментах и поделиться своими мыслями по применению их в современном мире.

Татарские мастера и мастерицы издавна украшали предметы интерьера, одежду и аксессуары орнаментами. В их работах можно проследить три основных вида:

— цветочно-растительный орнамент — содержит в себе три группы мотивов: лесные (ромашки, колокольчики, васильки), степные (маки, тюльпаны, незабудки), садовые (пионы, ирисы, нарциссы);

— геометрический орнамент — композиция составляется из геометрических фигур путем задания им ритма, повторений и чередования мотивов;

— зооморфный орнамент — в нем встречаются изображения птиц, коней, головы львов и тигров.

Взяв за основу татарский орнамент, можно применить к нему любую цветовую гамму. Хорошо подходят цветовые композиции времен года. Например, узор, выполненный в красках весны, всегда получается очень нежным, а зимы — минималистичным и утонченным. Можно взять за основу один цвет и добавить его оттенки, получится лаконично, но в тоже время интересно и стильно. Также можно применить и контрастные композиции, взяв за основу два контрастных цвета и один нейтральный, например, фиолетовый, желтый и серый. Ядовитые и неоновые цвета тоже хорошо подходят к татарским орнаментам. Но, на мой взгляд, если выполнить татарский орнамент в изначальной цветовой гамме, в которой исполняли его мастера, композиция будет выглядеть не менее современно и красиво.

Татарские орнаменты можно применить при изготовлении любого предмета интерьера, аксессуаров, одежды и во многом другом.

Посуда с татарскими орнаментами всегда смотрится интересно. Рисунок на ней может быть как насыщенным и колоритным, так и лаконичным, с небольшим количеством элементов, только наталкивающих на татарскую культуру. Неплохо смотрятся орнаменты и в ювелирном искусстве. Также можно, как и ранее, применить их в одежде. Причем не обязательно покрывать все изделие узорами (хотя, это будет не менее модно), можно сделать лишь небольшой акцент на воротничке, например. Дополнит наряд текстильная брошь или пояс с татарским узором. Чехлы с орнаментами добавят индивидуальности мобильному телефону или другому устройству. А открытка с узорами станет интересным дополнением к подарку.

Применять орнаменты можно в любом виде декора. При этом их можно не только исполнить красками, но и вышить гладью, бисером, связать, свалять и тому подобное.

Если использовать татарский орнамент в интерьере, то он получится интересным и индивидуальным.

Это может быть как фреска на стене, кафель в ванной, узор на скатерти, подушках, покрывале или же просто картина над обеденным столом, на котором лежат ажурные салфетки в тон.
Также дверь с витражом в виде татарского орнамента, станет самым интересным местом на стене, а не скучным.
Необязательно весь интерьер покрывать узорами, достаточно просто выбрать цветовую гамму помещения и сделать акцент в виде орнамента в этих же тонах, например, только на люстре.

Читайте также:  Мотив крючком для скатерти с лыкашевым

Источник

Конспект занятия по аппликации с элементами НРК во 2 младшей группе «Украшение скатерти татарским узором»

Лилия Сафарова
Конспект занятия по аппликации с элементами НРК во 2 младшей группе «Украшение скатерти татарским узором»

— Познакомить детей с татарской, народной одеждой, украшениями и головными уборами;

— воспитывать интерес к национальной культуре русского и татарского народа;

— развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

• Обучать детей выполнять композицию в виде татарского орнамента способом накладной аппликации.

• Развивать пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; сформировать навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); застегивания и расстегивания застежки детской обуви, застежки молнии, работы с липами и пуговицами.

• Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

• Формировать самостоятельность и творчество детей при создании

• Способствовать развитию художественного вкуса.

• Воспитывать уважение к мастерам народного искусства, традициям и культуре татарского народа.

Материалы к занятию:

• Кукла в татарском национальном костюме.

• Сундук с различными старинными предметами быта, одежды и обуви украшенные национальным орнаментом (полотенце, фартук, сапожки, калфак- женский головной убор, тюбетейка- мужской головной убор, бусы- диспе.)

• Браслеты на каждого ребенка, сделанные из старых бусин.

• Бумажные цветы-тюльпаны разных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, белый.)

Скатерть из бумаги закрепленная на круглый стол.

• Оборудование для аппликации.

Беседа, вопросы, поощрение, объяснение, помощь воспитателя, хороводная игра.

Читек, калфак, тюбетейка, диспе, народные мастера.

• Экскурсия в национальный мини музей.

• Рассматривание иллюстрации в книге «Национальный костюм»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята мы идем в гости к татарской красавице Айгуль. (Дети и воспитатель подходят к национальному уголку на котором висит сенсорная кукла в татарском костюме. Уголок украшен всевозможными старинными вещами, вышивками с татарскими орнаментами.) (см. рис. №1)

Рис. 1. Уголок украшенный старинными вещами.

Восп: Здравствуй Айгуль.

Айгуль: Здравствуйте дети! Меня зовут Айгуль.

Восп: Ребята, посмотрите какой красивый, необычный наряд у Айгуль.

-Что это за наряд?

Дети: Татарский костюм.

Восп: Правильно, это татарский национальный костюм. Его одевали в старину наши бабушки. Ребята, а мы сейчас носим такие наряды?

Дети: Нет, только на праздники.

Восп: Давайте мы его рассмотрим. (Воспитатель показывает на каждую деталь изделия, дети называют цвет и название частей костюма)

— Из чего состоит этот наряд? (платье, комзол, калфак, сапожки)

— Какого цвета платье? (зеленого)

— Какой головной убор у Айгуль? (калфак)

— Что на ногах у красавицы? (сапожки)

Айгуль: Этот наряд сшила мне бабушка, она у меня портная. А украсила вышивкой моя мама, она вышивальщица.

— Мой костюм волшебный, на нем можно застегивать пуговицы, шнуровать шнурки, завязывать бантики.

(Айгуль предлогает детям застегнуть замочки, пуговицы, завязать шнурочки, расположенные вверху, внизу, в середине платья, при этом проговаривая с детьми цвет каждой фурнитуры.) (см. рис. № 2)

Читайте также:  Скатерть white fox modern comfort

Рис. 2. Застегивание пуговиц на юбке куклы.

Восп: Аугуль, что это за сундук?

Айгуль: Это бабушкин сундук, там старинные вещи, которые мне очень дороги. (Воспитатель выкладывает из сундука вещи по одному, а дети называют каждый предмет)

(В конце показывает тюбетейку)

Айгуль: А ещё я люблю играть. Давайте вместе поиграем в игру «Тюбетейка»

(Дети играют с воспитателем в хороводную игру «Тюбетейка» (см. рис. № 4)

Рис. 4. Народная игра «Тюбетейка»

Восп: Все эти красивые вещи были изготовлены народными мастерицами.

Айгуль: Ребята, помогите мне пожалуйста, украсить скатерть для моей бабушки. Я для вас приготовила волшебные браслеты. Надевайте их на правую руку и вы превратитесь в народных мастеров.

Восп: Теперь вы ребята мастера на все руки, для каждого из вас приготовили место для работы. (Рассаживает детей за столы, называя при этом цвет тюльпана за которым будет сидеть ребенок. На столах стоят тюльпаны и приготовлены детали аппликации) (см. рис. № 5)

Рис. 5. Расположение рабочих столов.

Восп: (показывает детали орнамента)

— Из каких элементов состоит этот узор? (цветок, листок)

— Как называется этот цветок? (Тюльпан)

— Какого цвета большой цветок? (красного) А маленький? (жёлтого)

— Какого цвета лепестки? (зелёного)

(Воспитатель показывает технику выполнения орнамента поэтапно. Дети выполняют коллективную работу. В ходе её выполнения воспитатель оказывает помощь некоторым детям, подсказывая, направляя. Проговаривает вместе с детьми названия деталей.) (см. рис. № 6)

Рис. 6. Наклеивание деталей орнамента на скатерть.

Айгуль: Молодцы, скатерть получилась волшебная, моя бабушка будет очень довольна.

Рис. 7. Скатерть украшенная татарским орнаментом.

Восп: Ребята, вы очень старались, за ваше мастерство я хочу подарить вам тюльпаны. (Каждый ребенок берет свой цветок, который стоит на столе)

(В конце занятия воспитатель расспрашивает детей о работе, которую они выполнили, поощряет и хвалит.)

1. Доронова Т. Н. Игрушки для развития детей раннего возраста. Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста / Т. Н Доронова, С. Г. Доронов. –М: Детям XXI века, 2005. – 62с.

2. Закирова К. В. Воспитание и обучение в детском саду. Национально-региональный компонент Программы / К. В. Закирова, Г. Э. Галиева.— Казан:МАГАРИФ: 2009.- 9с.

3. Фатхуллина А. Т. Перспективно-тематический план. Все мы дружно живем на Волжской земле / А. Т. Фатхуллина, З. Ф. Калашникова. — Наб.Челны: 2009.- 75с.

Аппликация в старшей группе на тему: «Украшение круглой основы тюбетейки» Аппликация в старшей группе на тему: «Украшение круглой основы тюбетейки» Цель: продолжать учить детей вырезать вписанные друг в друга фигуры.

Дидактическая игра «В мире фантазий» для детей от 4 до 7 лет. Ознакомление с народным творчеством Цель: • учить детей видоизменять, преобразовывать имеющиеся у них представления, создавать относительно новые образы; • учить находить.

Источник

Гид. Что делают татарстанские дизайнеры

Современные татарстанские дизайнеры бережно обращаются с национальным наследием, по-своему интерпретируют культурный код Татарстана и завоёвывают мир. В первой части гида «Инде» поговорил с создателями семи ателье, мастерских и проектов и узнал, что подтолкнуло их к производству предметов с татарской символикой, какая идея стоит за вещами и о чём они мечтают.

Читайте также:  Обвязка круглой скатерти крючком схемы

Ателье Misa

Портрет основательницы ателье Misa Миляуши Мусиной в национальном костюме был выбран для мультимедийной выставки на ВДНХ «Многонациональная Россия».

Название ателье Миляуши Мусиной Misa досталось от прабабушки Минленисы, имя которой сокращали до Мисэптэй (Миса-апа). Во время войны та осталась без мужа и смогла выжить со своими детьми только потому, что шила и перешивала одежду. Её швейная машинка до сих пор хранится в семье, а в какой-то момент Мисой стали дома звать саму Миляушу.

Глобальная идея, которая стоит за ателье Misa, ― популяризация татарской культуры и знакомство мира с её колоритом и менталитетом. Бывая за рубежом и в путешествиях по России, Миляуша понимала, что туристы, приезжающие в Татарстан, могут ошибочно принять за татар «не тех». Она мечтала о том, чтобы в одежде современных девушек присутствовали элементы национального костюма. В итоге в гардеробе 400 женщин и девочек уже есть тюбетейки Misa. Впереди ― расширение производства и продвижение к мечте: участию в Неделях моды в Париже с собственным Домом моды и коллекциями, созданными на основе татарской культуры и менталитета.

Tatar Ornament by Renat Safarov

Один из первых Сабантуев, куда дизайнер Ренат Сафаров приехал с своей продукцией, проходил в Болгаре. Утром, когда на рынке под открытым небом началась торговля, он обнаружил, что «соседями» оказались тапочки, ночные рубашки и открывалки для пива. Сейчас у Рената 20 точек распространения (книжные магазины, сувенирные лавочки). Через них и социальные сети ежемесячно покупают около 100 единиц товаров ― футболки, чехлы для телефонов, релакс-раскраски, блокноты, картины с татарским национальным орнаментом. В ближайших планах открытие сети фирменных магазинов.

В 2012 году Ренат увидел работы московского дизайнера Дениса Симачёва ― хохлому на современных и привычных для нас вещах: банковских картах, холодильниках, чехлах. В тот момент он и решил начать работать с татарским орнаментом. Сейчас за брендом Renat Safarov стоит проект Tatar Оrnament, который появился в мае 2013-го и стартовал с футболок с фирменной символикой. За год до этого Ренат решил написать книгу «Татарский орнамент глазами дизайнера» (сейчас её можно скачать на сайте дизайнера), которая и стала основой проекта.

Большинство принтов было создано в 2012–2013 годах. Тогда, изучая книги по истории орнамента, Ренат рассматривал символы и пытался их повторить, а после улучшить. Сначала рисовал только розеточные композиции, а потом, решив усложнить задачу, начал создавать композиции из орнамента в животном стиле. Например, принт «Конь» полностью состоит из геометрического и цветочного мотивов. После были созданы принты с городами Казань и Набережные Челны. Сейчас дизайнер работает над алфавитом в tatarornament-стиле.

Миссия проекта Tatar Оrnament ― сохранение наследия. Под наследием Ренат понимает все культурные ценности, которые есть у человека, ― понятие о красоте, о культуре края, осознание собственной принадлежности к определённой национальности. По мнению Рената, национальный колорит у многих ассоциируется с чем-то устаревшим и не вызывает желания делиться в соцсетях и гордиться этим. Tatar Ornament должен переломить эту ситуацию.

Источник

Поделиться с друзьями