Откуда пришла тарелка 1 класс

Тарелка

История тарелки, как емкости, в которую накладывают пищу, началась еще в эпоху неолита. В то время для ее изготовления использовались глиняные жгуты. Постепенно навыки изготовления глиняной посуды совершенствовались, и в античном мире создание керамической посуды стало искусством.

Именно тогда появились парадные тарелки, используемые во время торжеств, и декоративные. Эти разновидности делались не только из глины, но также из золота и серебра.

На Востоке, в частности в Китае, керамические тарелки появились в VII веке нашей эры. Однако в Европу они попали лишь в XIV веке в качестве подарка французскому королю от китайского императора.

В Средние века в Европе пищу клали на большие куски очень твердого хлеба, которые к окончанию трапезы пропитывались маслом. Потом их либо съедали, либо отдавали собакам. Позднее стали использовать дощечки с выдолбленным посередине углублением, однако на них еда имела горький привкус из-за впитавшегося и прогорклого масла. Жидкие блюда тогда ели из одной большой миски или нескольких плошек поменьше, но всегда по нескольку человек из одной. В XIV-XV веках тарелки из олова, а также из золота и серебра, впервые начинают использовать во Франции. Они мало напоминали современные, так как имели четырехугольную форму.

На Руси история появления тарелок в обиходе начинается с XV века. До этого времени использовались глубокие миски из дерева или глины, размеры которых порой были весьма значительными. Из одной мисы могла есть сразу вся семья. Считается, что само слово тарелка произошло от немецкого «талер», которое сначала трансформировалось в «тарель», а позднее в «тарелка» или «тарелочка».

Источник

Проект «Откуда к нам пришла тарелка»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект в старшей группе

по теме: «История тарелки»

с 22.10.2018 по 26.10.2018
Продолжительность: краткосрочный.
Тип проекта: творческий, ознакомительный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: «Нужна ли нам тарелка? Какие разные бывают тарелки? История тарелки».
Цель: Содействовать развитию познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете-тарелке. Развитие эстетического восприятия.
Задачи
Для детей:
-обогащать представление о видовом многообразии тарелок (разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику);
-поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
-развивать эмоциональную среду;
-развивать творчество и фантазию при декорировании тарелок
Для родителей:
-привлечь родителей к познавательной сфере ребёнка;
-стимулировать творческую деятельность родителей через совместное с детьми творчество;
-способствовать установлению партнёрских отношений педагогов и родителей в вопросах воспитания и образования детей.
Для педагогов:
-обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
-создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
-способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов и специалистов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта.
Продукты проекта
Для детей:
-знакомство с загадками о тарелочке;
-роспись бумажных тарелок элементами хохломской росписи, гжели;
-лепка посуды из солёного теста, роспись;
-дидактическая игра разрезные картинки «Посуда»;
-история появления тарелок (беседа)

Для педагогов:
— разработка тематического проекта по теме
-подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
Для родителей:
-выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми
в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;
Этапы:
Подготовительный:
-определить объект изучения;
-создать проблемную ситуацию (за обедом у одного из детей не оказалось тарелки).
-сбор экспонатов.
Исследовательский:
— знакомство с разными видами тарелок
-откуда «пришла» к нам тарелка (Беседа)

Создание продукта по проекту:
Заключительный:
-обобщение результатов работы;
— организация выставки тарелок из соленого теста, расписанных детьми.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

тема «Откуда к нам пришла тарелка»

Цель занятия:

Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком.
Задачи:

Упражнять детей в использовании прилагательных, обозначающих материал, из которого изготовлен предмет.
Закрепить знания о материалах (камень, стекло, дерево, металл, керамика, пластик).
Активизировать познавательную деятельность детей.
Развивать любознательность, мышление, творческое воображение.
Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с пластилином.

Оборудование:

Разнообразные тарелки, расставленные как на выставке, картинка с изображением древнего человека у костра, крупные листья какого-нибудь растения, плоские камни, крупа, пластиковые тарелки, разноцветный пластилин, оборудование для лепки.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами отправляемся на выставку. Знаете ли вы, что такое выставка? Выставка – это показ, выставление на показ, чтобы многие люди могли увидеть. Повторите слово «выставка» и запомните его.
А теперь мы отправляемся на выставку тарелок.

Рассматривание экспонатов выставки

Какие именно тарелки понравились вам больше всего? Почему? Что вас удивило?

Вас удивило, почему на выставке тарелок оказались камень и лист растения. Послушайте, и вам все станет понятно.

Читайте также:  Барботируют не все тарелки

«Тарелка из листка»

Давным-давно, когда не было ни домов, ни детских садиков, ни магазинов, когда люди жили еще в пещерах, произошла эта история. Захотел как-то древний человек поесть. Убил он на охоте кабана, поджарил на костре мясо. (Показ картинки). И тут он подумал: на что ему мясо положить? В руках держать горячо, на землю положить – что с мясом будет? Испачкается мясо. Подумал человек и решил сорвать большой лист у какого-нибудь растения, чтобы на него положить мясо. Так и сделал. Так что первой тарелкой был листок. Но удобна ли такая тарелка? Давайте проведем эксперимент.

Экспериментальная деятельность детей

Возьмите листочки, насыпьте на них крупу и попробуйте сделать вид, что хотите поесть с листочков? Что происходит? Все рассыпается. Удобно ли есть с листочка? Почему все рассыпается? Листок плоский и маленький.

«Тарелка из камня»

Вот и древнему человеку было неудобно есть из такой тарелки. Нужно придумать что-то другое. Посмотрел вокруг себя и увидел много камней. Выбрал из них самый плоский. Вот такой примерно. (Показ плоского камня). Затем целых два дня долбил он камень, чтобы появилось в нем углубление. А легко ли ему было долбить камень? Попробуйте сами.

Экспериментальная деятельность детей

Детям предлагается попытаться сделать углубление в камене с помощью другого камня.
Получилось ли у вас сделать хоть малюсенькое углубление в камне? Легка или тяжела эта работа?

Тяжело пришлось древнему человеку. Но когда готова была каменная тарелка, положил на нее человек мясо, сел и обрадовался, что у него есть теперь такая удобная тарелка.

Динамическая пауза «Мы на выставке бывали»

Мы на выставке бывали,
Очень многое узнали.
(Шаг на месте)

Хорошо все рассмотрели,
И, конечно, поумнели.
(Развести руки в стороны, дотронуться указательным пальцем до головы)

Но пора нам отдохнуть.
Разомнемся – снова в путь.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой)

Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево)

А теперь мы приседаем,
Мы прекрасно понимаем –
Ноги нужно укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять.
(Приседания)

Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны)

Но через некоторое время человеку эта тарелка стала меньше нравиться. Как вы думаете, почему? Возьмите камень в руки. Какой он по весу? Тяжелый. Руки устают держать такую тарелку, ведь столов тогда еще не было.

«Тарелка из дерева»

Тогда решил человек сделать посуду из чего-нибудь полегче – из дерева. Взял он деревянную чурку выдолбил в ней углубление. Получилась удобная тарелка. Всем она хороша, да только боятся деревянные тарелки огня, воды и солнца. Давайте поразмышляем, почему? Почему тарелка из дерева боится огня? Дерево быстро и хорошо горит. А почему тарелка из дерева боится воды? От воды дерево разбухает и теряет форму. И почему тарелка из дерева боится солнца?

Прошло немало времени. Человек научился строить дома, шить одежду и многому другому. И захотелось человеку, что бы предметы, которыми он себя окружил, были не только удобными, но и красивыми. Вот тогда-то и пришло человеку в голову украсить тарелку узорами. Вот какие красивые расписные тарелки. (Показ).

«Тарелка из глины»

Чем больше проходило времени, тем больше умел человек. Человек стал использовать для изготовления тарелок глину. (Показ). Глиняные тарелки не боялись огня, воды и солнца, но были хрупкие. Как вы понимаете это слово? Хрупкий – значит очень непрочный, легко ломающийся. Повторите слово «хрупкий» и постарайтесь запомнить. Большинство тарелок в вашем доме и в детском саду сделаны именно из глины.

«Тарелка из метала»

Научился человек делать изделия из металла, тут же сделал металлические тарелки. (Показ). Такие тарелки легкие, прочные, не горят, не бьются. Но они сильно нагреваются, когда в них находится горячая пища.

«Тарелка из стекла»

Когда человек научился делать стекло, он стал изготавливать из него тарелки. (Показ). Что вы можете сказать о стеклянных тарелок? Какие они? Стеклянные тарелки красивые, изящные, праздничные. Но у них есть серьезный недостаток. Как вы думаете, какой? Они хрупкие, легко бьются.

«Тарелка из пластика»

Со временем человек овладел производством пластика. Из пластика были сделаны многие предметы. В том числе и тарелки. (Показ). Чем хороши эти тарелки? Они легкие, небьющиеся. Но от горячего такие тарелки могут плавиться. Поэтому из пластиковой посуды нельзя есть горячую пищу.

Но зачем человек придумал столько разнообразных тарелок? Жизнь человека разнообразна, разные тарелки для разных случаев. В наше время люди очень редко пользуются деревянными тарелками и совсем не используют листья растений в качестве тарелок. Зато все остальные тарелки использует, но в разных случаях. Давайте поиграем.

Дидактическая игра «Какие взять тарелки»

Я буду предлагать вам случай, ситуацию, а вы предлагайте мне тарелки, которые к ней подойдут.
Какие взять тарелки для праздничного застолья? Стеклянные.
Какие тарелки подойдут для дачи или пикника? Пластиковые.
А какие тарелки положат в рюкзак туристы, отправляясь в дальний поход?
Металлические.
Какими тарелками мы пользуемся ежедневно?
Глиняными.

Читайте также:  Порционные тарелки для пиццы

Воспитатель просит не только назвать материал, но и обосновать свое предложение.

Сегодня мы увидели много разнообразных тарелок. Все они сделаны мастерами. Давайте будем с уважением относиться к таким людям, беречь их труд. А как именно мы можем беречь их труд? Аккуратно обращаться с тарелками, мыть их, не бить.

Дети в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом:

Что мы узнали нового о тарелках?

Что было самым интересным?

На какой еще выставке ты бы хотел побывать?

Источник

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «Из истории тарелки»

Лариса Сайгушева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «Из истории тарелки»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада,тема: «Из истории тарелки».

Цель занятия:

Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком.

Познакомить с простейшими приемами использования салфеточной техники «Декупаж».

Словарь: выставка, хрупкий, декоративный. Упражнять детей в использовании прилагательных, обозначающих материал, из которого изготовлен предмет.

Закрепить знания о материалах (камень, стекло, дерево, металл, керамика, пластик).

Активизировать познавательную деятельность детей.

Развивать любознательность, мышление, творческое воображение, мелкую моторику.

Развивать мелкую моторику в ходе изготовления поделок в технике «декупаж».

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатую работу до конца.

Разнообразные тарелки, расставленные ка на выставке, слайды с изображением древнего человека у костра, листья,вырезанные из бумаги, камни, фасоль, бумажные тарелки,бумажные салфетки. клей пва,ножницы,кисточки.

Ход занятия:

Ребята,вы были когда-нибудь на выставке?

А что такое выставка?

Сегодня мы с вами отправляемся на выставку. (Выставка – это показ, выставление на показ, чтобы многие люди могли увидеть).Какие бывают выставки (выставка рисунков,восковых фигур,бабочек,кошек и т. д.) Повторите слово «выставка» и запомните его.

Тогда приглашаю вас на выставку тарелок.

Рассматривание экспонатов выставки

Какие именно тарелки понравились вам больше всего? Почему? Что вас удивило (ответы детей)

Вас не удивило, почему на выставке тарелок вдруг оказались камень и лист растения. Сегодня я вам расскажу одну интересную историю, и вам все станет понятно.

«Тарелка из листка»

Очень давно, когда не было ни домов, ни детских садиков, ни магазинов, когда люди жили еще в пещерах, произошла эта история. Захотел как-то древний человек поесть. Отправился человек на охоту. Вернулся с добычей, поджарил на костре мясо. (Показ слайда).И тут он подумал: на что ему мясо положить? В руках держать горячо, на землю положить – что с мясом будет (Испачкается мясо.) Подумал человек и решил сорвать большой лист у какого-нибудь растения, чтобы на него положить мясо. Так и сделал. Так что первой тарелкой для древнего человека был листок. Но удобна ли такая тарелка? Давайте проведем эксперимент и проверим.

Экспериментальная деятельность детей

Возьмем листочки, насыпем на них крупу и попробуем сделать вид, что хотим поесть с листочков? Что происходит? Все рассыпается,растекается. Удобно ли есть с листочка? Почему все рассыпается (Листок плоский и маленький).

«Тарелка из камня»

Вот и древнему человеку не понравилось. Решил сделать тарелку из чего-то другого. Посмотрел вокруг себя и увидел много камней. Выбрал из них самый плоский. Вот такой примерно. (Показ плоского камня). Затем целых два дня долбил он камень, чтобы появилось в нем углубление. А для чего нужно углубление?Кто мне скажет? А легко ли ему было долбить камень? Попробуйте сами.

Экспериментальная деятельность детей и педагога

Детям пытаются сделать углубление в камне с помощью другого камня.

Получилось ли у вас сделать хоть малюсенькое углубление в камне? Легка или тяжела эта работа?Почему тяжела?

Тяжело пришлось древнему человеку. Вот и готова была каменная тарелка, положил на нее человек мясо, сел и обрадовался, что у него есть теперь такая удобная тарелка.

Через некоторое время человеку эта тарелка стала меньше нравиться. Как вы думаете, почему? Предлагаю взять камень в руки. Какой он по весу (Тяжелый). Легко ли держать такую тарелку в руках, ведь столов тогда еще не было. Значит какой вывод можно сделать (ответы детей).

А сейчас, ребята,я вам предлагаю немного отдохнуть,и мы продолжим наше путешествие. (Физминутка)

Вы хотите узнать что дальше случилось?Слушайте дальше.

«Тарелка из дерева»

Захотел человек сделать посуду из чего-нибудь полегче – из дерева. Взял он кусок дерева, выдолбил в ней углубление. Получилась удобная тарелка. Она была легкая, да только оказалось,что боятся деревянные тарелки огня, воды и солнца. Давайте поразмышляем, почему? Почему тарелка из дерева боится огня? Дерево быстро и хорошо горит. А почему тарелка из дерева боится воды (От воды дерево разбухает и теряет форму). И почему тарелка из дерева боится солнца?

Читайте также:  Конкурсы записки под тарелки

Что же было дальше?

Шло время. Человек научился строить дома, шить одежду и многому другому. И захотелось человеку, чтобы предметы, которыми он себя окружил, были не только удобными, но и красивыми. И решил человек украсить тарелку узорами. Посмотрите какие красивые расписные тарелки! (Показ).

«Тарелка из глины»

Человек умел все больше и больше. Стал использовать для изготовления тарелок глину,а затем эти тарелки обжигались. После специального обжига они становились прочными. (Показ). Глиняные тарелки не боялись огня, воды и солнца, но были хрупкие. Как вы понимаете это слово? Хрупкий – значит очень непрочный, легко ломающийся. Повторите слово «хрупкий» и постарайтесь запомнить. Большинство тарелок в вашем доме и в детском саду сделаны именно из глины.

«Тарелка из металла»

Научился человек использовать металл, и конечно же сделал металлические тарелки. (Показ). Такие тарелки легкие, прочные, не горят, не бьются. Но есть у них недостаток. Как вы думаете,что произойдет с металлической тарелкой, когда в ней находится горячая пища. Проведем несложный опыт. Проверим?

В металлическую тарелку наливается из чайника кипяток, через полминуты он выливается, а дети осторожно притрагиваются к тарелке для того, чтобы убедиться, что тарелка нагрелась.

Что произошло с тарелкой?Почему она нагрелась?Какой вывод мы сделаем?

«Тарелка из стекла»

Когда человек научился делать стекло, он стал изготавливать из него тарелки. (Показ). Что вы можете сказать о стеклянных тарелках? Какие они? Стеклянные тарелки красивые, праздничные. Но тоже есть недостаток. Кто догадался, какой? Они хрупкие, легко бьются.

«Тарелка из пластика»

Научился человек делать пластик. Использовал его в изготовлении многих предметов. В том числе и тарелки. (Показ). Чем хороши эти тарелки? (Они легкие).Как вы думаете,что произойдет с пластиковой тарелкой,если налить в нее горячую пищу? (от горячего такие тарелки могут плавиться.)

А для чего столько разнообразных тарелок? Как вы думаете?Жизнь человека разнообразна, разные тарелки для разных случаев. В наше время люди очень редко пользуются деревянными тарелками и совсем не используют листья растений в качестве тарелок. Зато все остальные тарелки использует, но в разных случаях. (Походы,пикники,праздники).

Рисование «Проведи линию от продукта до тарелки»

Дети карандашами проводят вертикальные прямые линии от продукта до тарелки.

Сегодня мы увидели много разнообразных тарелок. Все они сделаны мастерами. Давайте будем с уважением относиться к таким людям, беречь их труд. А как именно мы можем беречь их труд? Аккуратно обращаться с тарелками, мыть их, не бить.

А на память о нашем сегодняшнем посещении выставки я хочу предложить вам украсить свою тарелку. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Каша в поле росла, (Дети подняли руки,

К нам в тарелку пришла. («Идут» пальчиками по столу.)

Всех друзей угостим, (В правой ладошке мешают

По тарелке дадим. указательным пальцем левой руки.)

Птичке-невеличке, (Загибают по одному

Зайцу и лисичке, пальчику на обеих руках.)

Кошке и матрешке,

Всём дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)

Я вам предлагаю украсить тарелку в технике «декупаж». Слово decoupage происходит от французского “вырезать”. Соответственно “техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Можно будет есть из такой тарелки (Нет).Почему? Тарелки, которые изготавливают не для еды, а для красоты, называются декоративными. Декоративной тарелкой можно украсить кухню. Сегодня мы сделаем декоративную тарелку. Давайте повторим это слово и запомним его.

Детям предлагаются бумажные тарелки,клей ножницы,салфетки.

В каждой работе необходимо соблюдать технику безопасности. И мы с вами, пользуясь ножницами,будем очень осторожны:

1. Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

2. Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

Приступаем к работе:

1. Выбираем понравившийся рисунок и вырезаем его. Разделите салфетку на слои, далее работаем только с самым верхним, красочным слоем.

2. Приложите вырезанный мотив на тарелочку.

Кисточкой с клеем аккуратно промазываем картинку от центра к краям, стараясь, чтобы не получилось складочек. Затем, чтобы рисунок у нас не казался отдельным пятном, заполняем свободное место фоном в тон рисунка, слегка подсушиваем и далее, декорируем, прорисовывая в свободной части мелкие элементы, соответствующие нашему рисунку.

Когда наша работа хорошо высохнет, мы покроем ее лаком на водной основе для большей красочности и прочности.

Вам понравилось наше путешествие?Что нового вы узнали?

Мне сегодня интересно было узнать историю тарелки,а вам?

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Занятие «Знакомство с компьютером» в средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром средняя группа на тему » Знакомство с компьютером» Цель: Познакомить детей с отдельными.

Источник

Поделиться с друзьями