Опыт мыла с тарелкой по физики

Занимательные опыты.
Внеклассное мероприятие для средних классов скачать

Внеклассное мероприятие (физический вечер) по физике для средних классов «Занимательные опыты». Собраны опыты, которые можно провести даже при полном отсутствии всякого физического оборудования. (Из опыта работы Ломакина А. В.)

Цели мероприятия: развивать познавательный интерес, интерес к физике;
развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, развивать внимание, наблюдательность, умение применять знания в новой ситуации;
приучать детей к доброжелательному общению

Сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно смотрите и попытайтесь их объяснить. Наиболее отличившиеся в объяснении получат призы – хорошие и отличные оценки по физике.

(учащиеся 9 класса показывают опыты, а учащиеся 7-8 классов объясняют)

Опыт 1 «Не замочив рук»

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.

Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.

Опыт 3 «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.
При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.

Опыт 4 «Тяжелая газета»

Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр.

Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить?

Объяснение: Сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При медленном нажатии на конец линейки воздух проникает под газету и частично уравновешивает давление на нее. При резком ударе воздух вследствие инерции не успевает мгновенно проникнуть под газету. Давление воздуха на газету сверху оказывается больше, чем внизу, и рейка ломается.

Читайте также:  Как отмыть тарелку с сахаром

Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать к рейке и столу.

Опыт 5 «Нервущаяся бумага»

Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.

Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему?

Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам.

Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см.

Опыт 6

Оборудование: штатив с двумя муфтами и лапками, два демонстрационных динамометра

Проведение: Укрепим на штативе два динамометра – прибора для измерения силы. Почему их показания одинаковы? Что это означает?

Объяснение: тела действуют друг на друга с силами равными по модулю и противоположными по направлению. (третий закон Ньютона)

Опыт 7

Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный)

Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?

Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха.

А вот в вакууме они падали бы одновременно.

Опыт 8 « Как быстро погаснет свеча»

Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.

Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд с водой. Как быстро погаснет свеча?

Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет.

Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает.

Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.

Опыт 9 «Несгораемая бумага»

Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка)

Проведение: Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит?

Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается.

Опыт 10 «Несгораемый платок»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички

Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?

Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань.

Опыт 11 «Несгораемая нитка»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли.

Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити.

Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли.

Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли.

Читайте также:  Держатель для тарелок блум

Опыт 12 «Вода кипит в бумажной кастрюле»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички.

Проведение: Подвесим бумажную кастрюлю на штативе.

Можно ли закипятить воду в этой кастрюле?

Объяснение: Вся теплота, выделяющаяся при горении, идет на нагревание воды. Кроме того, температура бумажной кастрюли не достигает температуры воспламенения.

[ 2, стр. 37; 3, стр. 12 ]

Пока закипит вода, можно предложить залу вопросы:

1. Что растет вниз вершиной? (сосулька)

2. В воде купался, а сух остался. (Гусь, утка)

3. Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (Поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность.)

4. С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет.(Пушинка)

5. Днем окно разбито, на ночь вставлено. (Прорубь)

Опыт 13 «Картофельные весы»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, металлический стержень, нить, две картофелины одинаковой массы, спички, спиртовка.

Проведение: Укрепим картофелины на концах стержня. Подвесим стержень на нити на штативе. Уравновесим рычаг, передвигая картофелины.

Нагреем один конец стержня в пламени спиртовки. Почему нарушилось равновесие?

Объяснение: При нагревании длина стержня увеличивается. А значит, и плечо этой силы стало больше. По правилу Архимеда рычаг не может находиться в равновесии, если силы равны, а плечи не равны.

Опыт 14 «Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

1. 1. Билимович Б. Ф. Физические викторины. М., «Просвещение», 1977

2. 2. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985

3. 3. Ченцов А. А. Вечера занимательной физики. Белгород, 1964

Источник

О существовании сил притяжения между молекулами

Опыт I. Опыт со свинцовыми цилиндрами

А.В. Перышкин. Физика 7, стр 30.

Техника безопасности

Нижний цилиндр подвесить к штативу на прочной нити, чтобы в случае отрыва от верхнего не поранить руку.

Цель эксперимента

Доказать существование между молекулами сил взаимного притяжения и их зависимость от расстояния между ними.

Гипотеза:

Взаимное притяжение между молекулами проявляется при малых расстояниях между ними, сравнимых с размерами самих молекул.

Оборудование:

Фото

  • Свинцовые цилиндры со стругом;
  • Штатив;
  • Набор грузов

Описание опыта

Результаты опыта

Объяснение

Опыт 1. Два свинцовых цилиндра вплотную прижимаем друг к другу торцами.

Цилиндры не сцепляются вместе.

Между молекулами существуют силы притяжения. Они становятся заметными только на расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул. В опыте 1 не удалось сблизить молекулы на малое расстояние, чтобы притяжения между ними были заметны.

Опыты 2 и 3 показывают, что сила притяжения между молекулами заметны при малых расстояниях между ними и они достаточно большие.

Опыт 2. а) С помощью струга зачищаем и выравниваем торцы двух свинцовых цилиндров.

Читайте также:  Диаграмма направленности спутниковой тарелки

б). Большим усилием прижимаем цилиндры друг к другу свежими срезами.

Цилиндры сцепляются вместе.

Опыт 3. а) За верхний крючок подвесим верхний цилиндр к штативу.

б) К нижнему цилиндру привязываем прочную нить в целях безопасности.

в) К крючку нижнего цилиндра подвешиваем грузики.

Сцепление цилиндров такое, что цилиндры не удается оторвать друг от друга даже при достаточной нагрузке.

Опыт 2. Подъём тарелки мылом

(А.Е. Марон, Е.А. Марон, С. В. Позойский Сборник вопросов и задач Физика 7-9)

Техника безопасности

Осторожность при работе с жидкостью, водой.

Цель эксперимента

Доказать существование сил притяжения между молекулами воды

Гипотеза:

На простом физическом опыте можно доказать существование притяжения между молекулами воды, продемонстрировать явление смачивания

Оборудование:

Фото

  • листочки бумаги -2 шт.
  • стакан с водой

Описание опыта

Результаты опыта

Объяснение

Сухие листочки бумаги кладем друг на друга.

Листочки бумаги не прилипают друг к другу

Листочки бумаги имеют шероховатую поверхность, поэтому слабо проявляются силы молекулярного притяжения.

На сухой листочек кладем мокрый листочек бумаги.

Листочки бумаги прилипают друг к другу

Листочки бумаги смачиваются водой. Молеку­лы воды приблизятся к молекулам бумаги настолько, что межмолекулярное притяжение уже будет удерживать листы друг возле друга

Опыт 3.

(А.Е. Марон, Е.А. Марон, С. В. Позойский Сборник вопросов и задач Физика 7-9)

Техника безопасности

Беречь глаза от попадания мыла.

Цель эксперимента

Доказать существование сил притяжения между молекулами воды

Гипотеза:

На простом физическом опыте можно доказать существование притяжения между молекулами воды, продемонстрировать явление смачивания

Оборудование:

Фото

  • листочки бумаги -2 шт.
  • стакан с водой

Описание опыта

Результаты опыта

Объяснение

Прижимаем сухое мыло к сухой поверхности тарелки.

Кусок мыла легко отрывается от тарелки, тарелка остается на столе.

Взаимодействие молекул тарелка и мыла было незначительном, так как не удалось сблизить молекулы на малое расстояние.

Между тарелкой и куском мыла образовалась мыльная пена, молекулы которой максимально сблизились с молекулами тарелки, и между ними возникло взаимное притяжение, т.е. тарелка и кусок мыла «склеились».

Наливаем на тарелку воду и сразу сольем. К влажной поверхности тарелки прижимаем кусок мыла, повернем мыло несколько раз и поднимаем вверх.

Тарелка вместе с мылом отрывается от поверхности стола.

Применение рассматриваемого явления на практике.

Притяжение между молекулами на практике для человека может быть полезным и вредным.

Полезное: Пайка, склеивание, сварка.

Вредное: При складывании между полированными стеклами кладут листочки бумаги.

Смачивание:«Нановорсистые» покрытия, гидрофильные и гидрофобные материалы.

Смачивание:Эффект лотоса – эффект крайне низкой смачиваемости поверхности, который можно наблюдать на листьях и лепестках некоторых растений. Несмачиваемость крыльев насекомых. Если крылья насекомых будут смачиваться, насекомые потеряют способность к полету.

Гидрофильные и гидрофобные покрытия в животном и растительном мире.

Интересные факты в рассматриваемом явлении

  1. Смочите два листочка бумаги: один – водой, другой – растительным маслом. Слипнутся ли они? Ответ обоснуйте.
  2. Оба листочка бумаги смочить маслом и повторить опыт.
  3. Проверить разные вещества на смачиваемость: металл и вода, парафин и вода, стекло и вода, жир и парафин и др.
  4. Поставить опыты подтверждающие существование сил отталкивания.

Источник

Поделиться с друзьями