Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Декоративная тарелка»
Людмила Остапенко
Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Декоративная тарелка»
Конспект НОД по аппликации в старшей группе
ТЕМА: «Декоративная тарелка»
Цель: учить складывать лист бумаги в 2, 3, 4 раза и вырезать симметричные детали, симметрично их располагать на листе круглой формы, аккуратно наклеивать.
Закрепить умение преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (прямоугольник в квадрат, квадрат в круг, квадрат в треугольник). Закрепить навык чтения, особенности узоров, рисунков в декоративно – прикладном творчестве украинских мастеров.
Развивать чувство формы и композиции, сопровождающую, завершающую речь, моторику рук, воображение, внимание.
Воспитывать интерес к продуктивным видам деятельности.
Материал: цветная бумага,заготовки в виде: черного круга (диаметр 20 см, красного квадрата (7х7см, белого квадрата (1,5х1,5см, полос (2х20см – зеленая 2 шт., 2,5х10см (2,5х20см) — малиновая, ножницы, образец, клейстер, кисточки, слова для чтения.
Словарь: симметрия, орнамент, композиция, роспись, гончарное производство, Петриковская роспись.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, «Что бывает». Дети стоят в круг вместе с воспитателем.
1.Игра на внимание: «Что бывает?» (с мячом)
Воспитатель кидает ребенку мяч и задет вопрос:
— Что бывает — квадратным?
Ответы детей: окно, крышка стола, печенье и т. д.
— Что бывает — прямоугольным?
— Что бывает — треугольным?
— Что бывает — овальным?
— Что бывает — круглым?
Ответы детей: колесо, часы, тарелка (акцентировать внимание на ответе «тарелка», если не ответят, то помочь.
2. Сюрпризный момент.
Заходит девочка «украиночка» в руках держит изображения с расписной «Петриковкой посудой».
— Ребята, посмотрите, а кто это пришел к нам в гости!
— А, что это у неё такое красивое изображено на фотографиях?
— Самовар, бочонки, подносы, тарелки.
— Правильно! А как, одним словом это можно назвать?
— Ребята, сейчас мы с вами совершим маленькую экскурсию в прошлое и узнаем интересные факты о возникновении посуды.
— Скажите мне, а какие предметы посуды вы знаете?
— Ложка, нож, вилка, тарелка, чашка, стакан, фужер, рюмка и т. д.
— А кто скажет, из чего делают керамические тарелки?
— А как вы думаете, на чем раньше изготовляли глиняные тарелки!
— Раньше — тарелки, миски, кувшины, изготовлялась на гончарном кругу.
Посуда, изготовленная на гончарном кругу, на территории современной Украины появилась уже в последних веках I-го тысячелетия до нашей эры. В это же время стали развиваться и гончарные мастерские, в которых собственно и обжигались керамические изделия.
— А, первое тысячелетие до нашей эры — это когда?
— А вот давайте мы с вами вспомним, в каком городе мы живем?
— А как раньше называлась Евпатория?
— Керкинитида, а потом Гезлёв!
— Правильно! А сколько прошло лет с момента основания Керкинитиды?
— 2500 тысячи лет!
— Так вот примерно столько же лет и прошло с момента основания гончарного дела на территории современной Украины.
Технология гончарного производства на территорию современной Украины в давние времена была привезена выходцами из римских придунайских провинций.
Вспомните, когда мы с вами ходили на экскурсию в краеведческий музей то видели древние раскопки Керкинитиды, и там находились предметы посуды – огромные глиняные амфоры, кувшины, тарелки.
— А кто был основателем Керкинитиды?
— Ребята, как вы думаете, а кто же изготовлял эту эстетически-совершенную своей формой и орнаментом посуду?
— А кто же делал эту посуду красивой?
— А давайте посмотрим на наши фотографии, которые принесла нам «украиночка»?
Они расписаны прекрасной декоративной росписью, которая яркой страницей вошла в историю культуры украинского народа.
Давайте прочитаем названия этой росписи.
Дети читают слова: «Петриковская роспись»
— Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области — одного из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины.
Петриковку 230 лет назад основал Петр Калнышевский.И в этом вольном казацком селе возник обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали — самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство.О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой.
Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательном фарфоровом блюде, бачонке, подносе, самоваре.
Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался.
Ребята, а как вы думаете, кто мог подсказать мастеру этот сюжет?
Воспитатель из букв предлагает детям сложить это слово.
— Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Широкое применение имеют мотивы садовых цветов — георгины, астры, розы.
А какие садовые цветы вы знаете?
— Гвоздики, нарциссы, тюльпаны и т. д.
Воспитатель предлагает детям прочитать названия садовых цветов на плакате.
— А так же луговых цветов — ромашки, васильки.
А какие луговые цветы вы знаете?
— Мак, одуванчик, незабудка и т. д.
— А еще в Петриковской росписи присутствуют мотивы ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют «папоротником», бутонов и перистой ажурной листвы.
Для петриковсих мастеров характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки — все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.
Сегодня ребята, мы с вами превратимся в петриковских мастеров и распишем свою тарелочку, но вместо красок возьмем ножницы и цветную бумагу и создадим красивый орнамент.
Но прежде чем приступить к росписи нам необходимо размяться.
Круг мы делаем большой
Станем в круг мы всей гурьбой.
Мы покружимся немножко,
И похлопаем в ладошки
Мы потопаем немножко,
Повернемся друг за другом
И попрыгаем по кгругу.
Раз – два, раз – два
Вот и кончилась игра.
Дети садятся на ковер и слушают воспитателя.
5. Показ воспитателем работы, которая будет выполняться.
1. Воспитатель показывает образец тарелки.
1-я подгруппа 2-я подгруппа
— Ребята, и так перед вами тарелочка, которую мы будем и делать. (прикрепляет на магнитную доску или мольберт)
— В центре черного круга мы видим красный цветок, а по краям зеленные листочки и малиновые ягодки.
— Соня, а как расположены листочки и ягодки?
— Друг напротив друга.
— Когда предметы располагаются друг напротив друга это называется – симметрия.
— Сережа, повтори, как это называется?
— Саша, так симметрия это, что?
— Это когда предметы располагаются друг напротив друга!
— Молодцы! Запомнили. А теперь я вам расскажу и покажу, как мы с вами будем вырезать все эти элементы нашего узора.
Посмотрите, что лежит у меня в тарелочке? (воспитатель берет в руки по одному элементу и показывает детям)
— Зеленая полоска (для 2-ой группы – Две зеленные полоски!
— Маленький белый квадрат!
— Оля, а какой самый главный элемент?
— Большой черный круг!
Воспитатель на мольберт помещает черный круг
— В центре нашего круга красный цветок, который мы с вами будем делать из красного квадрата (рис. 1). Нам надо будет согнуть наш квадрат пополам (получится книжечка рис. 2).
Теперь полученный прямоугольник сгибаем еще раз, пополам и у нас получается квадрат (рис. 3, 4).
А, теперь наш квадрат складываем по диагонали, и получаем треугольник (рис 5., рис. 6).
В треугольнике обрезаем края (рис. 7, разворачиваем нашу фигуру и получаем цветочек (рис. 8, который разместим в центре нашего круга.
— А сколько лепестков получается у нашего цветка?
— А чего не хватает у нашего цветка?
— Молодцы! А, как мы её сделаем?
— Из белого квадрата!
— В белом квадрате обрезаем углы и получаем круг – это будет центр нашего цветка.
— А для чего нам нужна зеленая полоска?
— Это будут наши листочки!
— Правильно! Зеленую полоску (2 полоски – для 2-ой группы) складываем пополам, а затем еще раз пополам, обрезаем уголки и получаем наши листочки.
Сколько у вас должно получиться листочков?
— Четыре (для 2-ой группы 8)
— Правильно. У вас должно получиться четыре овала (для 2-ой группы 8 шт. из двух полосок).
— А для чего нам нужна малиновая полоска?
— Это будут наши ягодки!
Малиновую полоску сложим также пополам два раза (для 2-ой группы в 4 раза). В полученном квадрате обрежем углы, чтобы получить круг.
Сколько у нас должно получиться ягод?
— Четыре (для второй группы 8!
В центре нашей тарелочки – черного круга, выкладываем цветок, а вокруг него симметрично, как у меня на образце, располагаем листья и ягоды.
Ваши руки, хоть еще и не очень большие, но уже умеют делать красоту. Сейчас вы украсите блюдо узорами. Постарайтесь наклеивать аккуратно, чтобы пятна клея не испортили красоту.
Воспитатель закрепляет правила пользования ножницами и клейстером.
— Давайте подготовим пальчики к работе.
6. Пальчиковая гимнастика
Наши алые цветы Соединяют обе руки
ладонями друг к другу в форме
тюльпана медленно раскрывают пальцы
Раскрывают лепестки покачивают кистями рук
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет медленно закрывает пальцы
Наши алые цветки
Тихо засыпают покачивают сложенными кистями
7. Самостоятельная работа
— Теперь наши пальчики размялись и готовы к работе.
Воспитатель еще раз закрепляет с детьми способ складывания бумаги для изготовления цветка.
— Красивая музыка поможет нам выполнить красивую работу. (Включается аудиозапись и дети начинают самостоятельно выполнять работу. Вторая группа выполняет самостоятельно, а в первой воспитатель по необходимости может оказать помощь).
— Какие красивые получились у вас тарелочки! Сейчас мы разложим их на столе. Пусть клей хорошенько высохнет. А после устроим выставку.
8. Игра на расслабление
Декоративная роспись рубахи мордовским орнаментом в старшей группе Художественно-эстетическое развитие в старшей группе Декоративная роспись рубахи мордовским орнаментом. Программное содержание: Выявить.
Конспект НОД по аппликации для детей средней группы «Ракета в космосе» Цель: учить детей вырезать фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Задачи: — учить детей правильно держать ножницы; -развивать у детей чувство.
Конспект НОД по художественному творчеству в подготовительной группе. Лепка «Ягодная тарелка» Конспект НОД по художественному творчеству в подготовительной группе «Ягодная тарелка» Цели: — развивать чувство формы; — совершенствовать.
Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Декоративная посуда» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60» Конспект НОД в средней группе «Декоративная посуда».
Конспект занятия по аппликации и конструированию из бумаги «Кораблик» Цели: Активизировать и разнообразить технику работы с бумагой: учить разрывать бумагу (салфетку) и сминать ее (комком и жгутиком, наклеивать.
Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Виноград» Конспект занятия по аппликации в старшей группе Тема: «Виноград» Цель: Учить создавать яркую красочную аппликацию в технике квиллинга, вырезании.
Лепка «Декоративная тарелка для выставки» Конспект НОД в средней группе по художественно-творческой деятельности. Лепка: «Декоративная тарелка для выставки» Цель: Создание условий.
Конспект занятия в средней группе «Хохломская тарелка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60» Любование в средней группе на тему: «Хохломская.
Мастер-класс по прикладному искусству. «Декоративная тарелочка» ко Дню матери в старшей группе Автор: Марченко Наталья Григорьевна, воспитатель МБДОУ №12 «Ладушка», г. Тихорецка. Назначение: Мастер класс «Прикладное искусство» предназначен.
НОД по лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда» НОД по лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда». Цель: Обобщать и закреплять знания детей о посуде и способах ее изготовле-ния.
Источник
План — конспект занятия изготовление декоративной аппликации «Декоративная тарелка».
Изготовление декоративной аппликации «Декоративная тарелка».
Просмотр содержимого документа
«План — конспект занятия изготовление декоративной аппликации «Декоративная тарелка».»
занятия по предмету «Аппликация».
Год обучения – второй.
Тема: Изготовление аппликации «Декоративная тарелка».
Цель: Учить украшать круглую основу кругами разного цвета и величины, наклеивания их в определенной последовательности по краю и середине.
*Расширять представления детей о посуде, характерных особенностях тарелки.
*Развивать у детей зрительное восприятие, воображение, чувство.
*Закреплять и отрабатывать знания, умения детей работы с клеем.
Материалы, инструменты, оборудование:
Иллюстрации с изображением тарелки, образец готовой аппликации, выполненный педагогом; на каждого ребенка: картонная тарелка, круги голубого и жёлтого цвета, шаблоны круга, розетка под клей, клей, клеевая кисть, бумажные салфетки, клеёнка, простые карандаши, ножницы.
I. Организационный момент.
1.Педагог загадывает детям загадку.
Культурно ли есть со стола?
Хотите, чтоб я помогла?
В завтрак, в обед или в ужин
Никто так, как я вам не нужен!
Бываю глубокой и мелкой,
Но та и другая (Тарелка).
Правильно, это тарелка. Сегодня на занятии мы будем изготавливать аппликацию «Декоративная тарелка» из готовых форм (кругов).
Ребята, что вы знаете о тарелках? Для чего они нужны?
Педагог обобщает ответы детей коротким рассказом.
Тарелки появились значительно позже ложек и ножей. Самые первые тарелки появились в эпоху неолита. Их лепили из глины и обжигали. Собственно, современное слово «тарелка» к ним мало подходило, правильнее было сказать «ёмкость». Постепенно ёмкости менялись, превращаясь в посудные блюда, стали плоскими донышки для удобства, а для красоты их покрывали орнаментом, позже глазурью. Появилась керамика. В античных Греции и Риме искусство изготовления керамической посуды достигло расцвета. Возникло деление на обиходную, декоративную и парадную посуду. Популярными были всевозможные блюда, на которых были изображены сцены из жизни богов или героев. Посуда из олова впервые появилась ещё в Древнем Риме. Дорогую посуду делали из серебра и золота. Тарелки бывают глубокие столовые или суповые — глубокие тарелки для супов, мелкие столовые для горячих «вторых» блюд, мелкие закусочные, мелкие пирожковые, десертные, блюдца — тарелочки, на которые ставят чашки или стаканы. Тарелки изготавливают из керамики, стекла, стеклокерамики, фарфора, дерева, металла, пластика (одноразовая посуда), бумаги (одноразовая посуда).
3.Рассмотрение иллюстрацию с изображение посуды.
Педагог обращает внимание детей на иллюстрации с изображением посуды и задаёт им вопросы.
*Какую посуду вы видите?
*Из чего это посуда сделана?
*Какую вы еще знаете посуду?
*Из чего еще делают посуду?
Дети ходят по кабинету. По команде педагога изображают, стоя на месте посуду:
Самовар — руки в боки
Кастрюля — руки к плечам
Чайник — одна рука в бок, другая поднята под углом.
Ложка — руки соединены над головой.
5.Техника безопасности при работе.
6.Рассматривание образца аппликации «Декоративная тарелка».
Вопросы к детям.
*Какая тарелка? (ответы детей)
*Какой формы тарелка? (круглая)
*Что изображено на тарелке? (узор)
*Из каких фигур состоит узор на тарелке? (круги)
*Сколько кругов? (девять кругов)
*Какого цвета круги? (ответы детей).
7.Самостоятельная работа детей.
Педагог переключает внимание детей на практическую часть занятия, в ходе самостоятельной деятельности оказывает индивидуальную помощь, объясняет порядок выполнения работы.
*Посмотрите, перед вами лежит картонная тарелка. Мы будем наклеивать на неё детали.
*Давайте возьмем жёлтые прямоугольники. Вот они!
*Обведём круги по шаблону на жёлтых прямоугольниках. Вот так!
*Давайте возьмем жёлтые круги. Вот они!
*Нанесём кисточкой клей на жёлтые круги. Вот так!
*Наклеим жёлтые круги на тарелку. Вот так!
*Давайте возьмем голубые круги. Вот они!
*Нанесём клей на голубые круги. Вот так!
*Наклеим голубые круги на тарелку. Вот так!
1.Экспресс – выставка детских работ «Декоративная тарелка».
Педагог обращает внимание детей на результаты их практической деятельности, рассматривает работы вместе с детьми, учит анализировать, отмечает наиболее удачные работы.
Источник