Китайский костяной фарфор тарелки

Тонкий костяной фарфор и его ценность

Керамическая посуда — это, возможно, первый древнейший материал, созданный человеком. Вначале ее пользу определяли только качества глины – она должна была быть достаточно прочной, не пропускать воду, не рассыпаться при использовании. Затем начались опыты с формой – круглые чаши, вытянутые кувшины, плоские блюда, статуэтки и предметы быта. Вершиной творчества стало украшение керамических изделий с помощью различных глазурей, росписи, скульптурных фигурок и разных степеней и количества обжига. Так, из грубых утилитарных предметов, керамические изделия перешли в разряд произведений искусства, стали роскошью и вложением капитала, такими как золото и драгоценности.

Костяной фарфор — история происхождения и состав

Среди ценителей посуды, особым вниманием пользуется костяной фарфор. Он обладает необычными свойствами – молочным мягким белым цветом, тонкостью стенок, легкостью и прозрачностью. Разберемся, откуда взялось такое название.

До возникновения этой разновидности, существовали два типа – твердый и мягкий, они различались по составу ингредиентов фарфоровой массы, глазури, а также виду обжига.

Твердый фарфор состоит из каолина и полевого шпата, к ним добавляют в меньших пропорциях кварц или песок. Большее количества каолина, делает массу более тугоплавкой, твердой. Этот состав подготавливают, формируют изделия, обжигают при высоких температурах и получают звонкие прочные предметы, сопротивляющиеся кислоте и жару.

Мягкий фарфор состоит из глины, а также добавляющихся к ней, разнообразных стекловидных составляющих – кремня, селитры, песка, алебастра или других веществ. Массу обжигают при низких температурах. Полученный фарфор очень красивый, но менее прочен и жароустойчив.

Англичане, как и представители других национальностей, долго пытались воссоздать секретную формулу состава китайского фарфора, добавляли различные вещества, минералы, смеси. Успеха добился Джозия Споуд (1754-1827г). Он добавил в массу размолотые пережженные кости животных, получил в результате белый фарфор, превосходивший оригинальную китайскую продукцию.

Для повышения прочности, состав фарфоровой массы дополняют, прибавляя до 50% костной муки. Неоспоримым достоинством полученного изделия, стало то, что его обжиг производился при более низких температурах, чем требуется для твердых сортов. И англичане могли с легкостью приспособить для нового вида фарфора свои печи и горны. Кости животных обрабатывали, для удаления клеящих веществ. Пережигали, для изменения структуры тщательно растирали до порошкообразного состояния. Затем добавляли в состав и получали невесомое изделие, костяной фарфор, особой тонкости, с белейшим телом и невиданной прочностью. У посуды, которая изготавливается из такого состава, непористой структуры, эффекта «яичной скорлупы», так как пустоты между частицами глины заполнены пережженной мукой. Костяной фарфор стали называть английским, он сразу разошелся по всему миру и приобрел популярность.

Как и что делают из фарфора

В России известность тонкий костяной фарфор приобрел из-за недостатка сырья – белой глины (каолина). Она широко использовалась в военной промышленности, для изготовления бумаги, в парфюмерии. Зато в костях недостатка не было. Постепенно, методом проб и ошибок, подобрали нужные ткани – берцовую кость скота, из нее делали пуговицы, а остатки шли на фарфоровую фабрику.

Объемная посуда производится методом литья. Гипсовые формы наполняют жидкой массой – шликером. Гипс имеет пористую структуру, хорошо впитывает влагу из состава, и на стенках образуется тонкий фарфоровый слепок. Лишнюю смесь сливают, а подсохший слепок аккуратно извлекают. Так получаются чайные чашки, вазы, другая посуда. Детали – ручки для сахарниц, заварочных чайников отливаются отдельно, а потом, той же массой приклеиваются к изделию.

Плоская посуда – блюда, тарелки, блюдца, делают способом штамповки. Используют очень плотную кашицу, как тугое тесто. Ее скатывают в жгуты, после чего отрезают нужный по размеру кусочек. Затем укладывают на специальную гипсовую форму, вращающимся роликом создают будущее изделие, автоматически обрезая лишнее. После сушки предмета, «оправщицы» вручную шлифуют края и придают поверхности совершенную гладкость. Проверенные временем — губка с кисточкой и шлифовальная шкурка доводят посуду до идеала.

На что обратить внимание при выборе фарфора

Настоящий фарфор – это изысканное удовольствие, очень недешевое. Это праздник, который радует долгие годы, к его выбору надо подходить ответственно, продумывая этот шаг до мелочей.

Форма изделия. Ориентироваться на свой вкус или на вкус того, кому предназначается подарок. Что предпочтительней – классическая форма или современная, та, что популярна сейчас. Будет ли чайная пара радовать долгие годы, превращая накрытый стол в торжественное событие, или будет пылиться в шкафу, перейдя в разряд – «выбросить жалко».

Стиль. Обидно, когда выбранная посуда радует глаза, но совершенно «не смотрится» дома, ни с чем не гармонирует. Все же легче выбрать подходящие тарелки или кофейный сервиз, чем переделывать дизайн кухни.

Читайте также:  Что будет если разбить тарелку примета

Цвет. Белый универсален. Элегантная классика всегда на высоте. Небольшой узор. Радует взгляд, сочетается с другой посудой и любым дизайном помещения. Чтобы оживить обстановку, можно приобрести вазы для букетов разных цветовых гамм. Слишком яркие, вычурные изделия, будут затмевать саму еду. Но если нравится – почему бы и нет? В жизни не слишком много радостей, а любимая чашка с утренним кофе, даже если она жутко неудобной формы, но улучшает настроение, ценится намного выше, чем все элитные китайские сервизы на свете.

Сервиз целиком или отдельные предметы. Подумать о соответствии набора потребностям семьи. Будет ли использоваться таких размеров кружка, ваза или салатница, и какого диаметра должны быть столовые тарелки. Иногда разумнее подбирать посуду постепенно, формируя свою, частную коллекцию.

Нужно обязательно прочесть сертификат качества, выяснить, может ли предмет использоваться в микроволновой печи, предназначено мытье в посудомоечной машине или только вручную.

Отличия от обычного фарфора

Чтобы выбрать белый костяной фарфор, надо знать его разницу, в сравнении с твердым и другими видами.

  • Цвет — не холодный, как снег, а теплый, молочный оттенок;
  • Прозрачность – тонкий материал просвечивает даже не на свету, а в руках.
  • Орнамент – только ручная работа, можно заметить мазки кисточки;
  • Изготовитель– на донышке может стоять маркировка ИФЗ (императорский фарфоровый завод), Bone CHINE, Wedgwood, Royal Doulton. Если другие обозначения, то лучше сначала узнать побольше о производителе, затем совершать покупку.
  • Внешний вид – убедиться в совершенстве формы, особой гладкости, легкости, отсутствии пузырьков, неровностей и сколов.

Как отличить костяной фарфор от подделки

Такие чайные пары толщиной всего 2-2,5 мм. Поэтому через стенки отчетливо видны силуэты пальцев, которыми ее держат. Посуда из любого другого фарфора, будет отличаться, она просвечивает на свет, но не в руках.

Если слегка ударить деревянной палочкой по краю тарелки, то костяной фарфор издаст характерный металлический вибрирующий звон, который никогда не перепутаешь с другими сортами.

Внимательно осмотреть внешний вид, он будет идеален. Никакого постороннего налета, мельчайших неровностей, любых вкраплений в самом изделии. Лучше всего, при покупке фарфора довериться проверенным производителям или пригласить опытного оценщика.

Bone chine или fine bone china — что означает

Слово «china», в переводе с английского – означает «фарфор». Именно от этого слова, произошло название целой страны. То есть Китай, переводится с английского, как страна фарфора, единственного вещества в мире, чей секрет до сих пор не разгадан. «bone» — с английского «костяной». Здесь указывались основные свойства настоящего фарфора. Он был белым, как кость, твердым, тонким, прочным и прозрачным. Настоящему элитному фарфору, присвоен международный статус «Вone china» — костяной фарфор.

«Fine» — в переводе с английского – тонкий. Тонкий костяной фарфор. Эти знаки на посуде говорят, что процент костной золы составляет не менее 35%.

Хранение изделий

Лучше посуду держать в закрытых шкафчиках, желательно со стеклянными дверками. Так можно уберечь от налета пыли, исключить падение и любоваться знаменитым совершенством линий и форм. Ставить подальше от огня и нагревательных приборов, чтобы исключить деформацию. Стараться хранить предметы отдельно, без соприкосновения, чтобы избежать случайных сколов. Не ставить посуду одну в другую.

Особенности ухода

Очищать от пыли мягкой тряпкой. Мыть теплой водой без химических средств. Не применять жестких губок и мочалок. Перед подачей в посуде горячей еды или напитков – хорошо согреть, чтобы избежать резких перепадов температуры. Не наливать в еще горячие чашки, холодные напитки или мороженое.

Источник

Костяной фарфор – это прочность, умноженная на красоту

Не умаляя славы Мейсена, следует отметить, что самый тонкий и прочный фарфор был открыт в середине XVIII века английскими производителями керамики. Он содержит 30 – 50% костяной золы, придающей изделиям уникальную твёрдость, прозрачность и молочную белизну. Посуда, со стенками, толщиной в бумажный лист, кажется невероятно хрупкой, но это – обманчивое впечатление. Из-за сложности производства и большого процента ручного труда, а также благодаря исключительному качеству, костяной фарфор относят к предметам роскоши и ценят выше других разновидностей.

Описание

Костяной фарфор (англ. Bone china) по свойствам и составу приближается к твёрдому, однако обладает меньшей пластичностью из-за снижения доли каолина и полевого шпата. Учитывая эту особенность, его используют преимущественно для изготовления элитной посуды и крайне редко для скульптурных работ.

Примерный состав фарфоровой массы:

  • 30 – 45% костяной золы (у некоторых производителей до 50%);
  • 25% каолина;
  • 25% так называемого фарфорового камня – горной породы с высоким (до 65%) содержанием кварца и полевого шпата, а также примесями каолинита и флюорита.

Костяная зола, очищенная от оксида железа, придаёт готовым изделиям неповторимую белизну. Также, проникая в поры при обжиге, она увеличивает плотность черепка и, как следствие, его прочность. Для получения золы нужного качества, используют кости крупного рогатого скота. Предварительно их обезжиривают и подвергают обработке высокими температурами (около 1000°С), чтобы удалить любую органику и полностью стерилизовать. После этого кости перемалывают в муку и добавляют к жидкой шликерной массе, из которой формуют фарфоровую посуду. До первого обжига изделия остаются чрезвычайно хрупкими и требуют бережного обращения.

Читайте также:  Российские изобретения летающей тарелки

В производстве фарфора почти не применяются кости домашней птицы, поскольку их меньше и обходятся они дороже. Однако известно, что такая добавка придаёт черепку едва уловимый фиолетовый оттенок. Костяной фарфор на её основе предназначен для штучных предметов, изготовленных на заказ и обладающих высокой художественной ценностью.

Сегодня костяная зола почти полностью заменена синтетическими аналогами. Они никак не отражаются на качестве продукции, позволяя несколько упростить и удешевить её производство. Костяной фарфор по прочностным характеристикам превосходит твёрдый, хотя обжигается при более низких температурах – 1200°С против 1450°С соответственно.

Маркировка и производители

Независимо от того, используется ли для производства фарфора натуральная костяная зола или синтетические вещества, его маркируют одинаково: «Bone china» или, если качество изделий выше стандартного – «Fine bone china», иногда «Royal Bone China». Предприятий, выпускающих тонкостенную керамику этого вида не так много, поэтому лучше знать их названия для дополнительной защиты от фальсификата.

Великобритания:

  • Wedgwood;
  • Royal Crown Derby;
  • Royal Doulton;
  • Royal Worcester;
  • Spode.

Япония:

Россия:

  • Императорский фарфоровый завод.

Китай:

Корея:

Казахстан:

США:

Производством занимаются также Индия, Индонезия, Шри-Ланка, Иран и Таиланд. Однако их продукция поставляется преимущественно на африканский рынок и не представлена в России.

История

В середине XVIII века сразу два английских предприятия, производивших изделия из полуфарфора или как его ещё называли мягкой пасты – материала, не содержавшего каолин, попытались самостоятельно разгадать рецептуру Мейсена и китайских мастеров. Обе фабрики работали в окрестностях Лондона, позиционировали свою продукцию как предмет роскоши и соперничали за клиентуру. Одна располагалась в районе Стратфорд ле Боу (боро Тауэр-Хамлетс), а другая – в Челси.

Мягкая паста отличалась высокой пластичностью, однако из-за низкой температуры обжига разрушалась намного чаще и быстрее твёрдого фарфора. Неудивительно, что производители искали способы увеличить прочность материала. В 1748 году художник и гравёр Томас Фрай – совладелец керамического предприятия в Боу, впервые попробовал добавить в мягкую пасту пережжённые кости животных. Фабрика находилась неподалёку от скотного рынка и бойни в соседнем графстве Эссекс, поэтому сырья для экспериментов оказалось более чем достаточно. Фрай пришёл к выводу, что мягкая паста, в состав которой входит около 45% костяной золы, после обжига получается намного прочнее, белее и прозрачнее. Своё изобретение он назвал «fine china», то есть отличный фарфор. Посуда производилась методом прессования, а не шликерного литья, как на конкурирующей фабрике в Челси. Лепить вручную из новой разновидности мягкой пасты было трудно, из-за хрупкости и ломкости сырого материала.

Улучшенная формула от Джозайи Споуда

Изобретение Фрая можно назвать костяным протофарфором. Изделия фабрики в Боу были далеки от совершенства: они приобретали кремовый оттенок и деформировались при обжиге, в зависимости от колебаний температуры. Всё изменилось после того, как другой англичанин – Джозайя Споуд в 1796 году представил свою версию «fine china», уже на основе каолина. Кроме того, он несколько изменил технологию обработки костей животных, упростив и усовершенствовав процесс кальцинирования.

Споуд, в отличие от Фрая, был профессиональным керамистом с большим опытом работы в гончарном деле. В 1700-х годах он некоторое время сотрудничал с другим «пионером» английского фарфорового дела – Джозайей Веджвудом. В 1770 году Споуд арендовал в Сток-он-Тренте (графство Стаффордшир) фабрику по производству белого фаянса и посуды из кремнистой глины. С 1788 по 1793 годы здесь проводились опыты по доработке формулы костяного фарфора.

  • 6 частей золы;
  • 4 части фарфорового камня;
  • 3,5 части каолина.

Именно эти пропорции с небольшими вариациями, применяются и сегодня на большинстве профильных заводов. А предприятие Споуда, названное его именем, по-прежнему входит в десятку наиболее престижных производителей.

Своей популярностью уникальная тонкостенная керамика во многом обязана продолжателю семейной традиции – Джозайе Споуду II. Обладая развитой коммерческой жилкой, он не только продолжил дело отца, но и придал ему размах, сделав костяной фарфор общенациональным достоянием. Также Споуд-сын стал добавлять в шликерную массу полевой шпат, играющий роль плавня. Благодаря этому компоненту, готовые изделия приобрели максимальную прозрачность и глянцевитую поверхность.

Прогрессивные технологии позволили снизить затраты на изготовление костяного фарфора, сделав его доступным широкому кругу покупателей. На волне интереса к новому виду тонкостенной керамики, большинство английских предприятий последовало примеру семьи Споудов. Центром производства стал Сток-он-Трент, где и в настоящее время располагаются самые известные профильные фабрики. Вплоть до середины XX века производство «bone china» было монополией одного государства, поэтому он так и назывался «английским».

Императорский фарфоровый завод

В 1960-х годах на Ломоносовском заводе в Ленинграде заговорили о поиске собственной формулы «bone china», который не уступал бы английскому. Инициатором разработки стал директор предприятия – Александр Сергеевич Соколов. Он отличался склонностью к инновациям и внёс немалый вклад в техническую и художественную модернизацию ЛФЗ.

В 1966 году сотрудники экспериментальной лаборатории притупили к созданию опытных образцов. В первую очередь следовало правильно подобрать пропорции золы, чтобы она с одной стороны снижала содержание оксидов железа, отбеливая фарфоровую массу, а с другой – не влияла на её прозрачность. Второй «загвоздкой» был температурный режим, при котором обжигались изделия. Перед разработчиками стояла задача – довести стенки посуды до толщины в 1 мм, без потери прочности и способности сопротивляться механическим воздействиям.

Читайте также:  Жидкость для чистки тарелок dunlop

До настоящего времени точный рецепт фарфоровой массы и режим обжига держатся в строгом секрете. Известно лишь, что для сырых изделий нужна более высокая температура – в пределах 1280°С, а для глазурованных её снижают до 1180°С. Через 2 года отечественным умельцам действительно удалось обогнать английских конкурентов, добившись выпуска более тонкостенной, но при этом невероятно прочной, прозрачной и «звонкой» посуды. Чтобы глазурь не добавляла толщину спеченному черепку, её стали наносить не традиционным методом окунания, а пульверизатором.

И это – далеко не единственная инновация ЛФЗ. Специально под новое фарфоровое производство была сконструирована двухканальная электрическая печь, отличавшаяся компактными размерами и высокой производительностью – до 850 тыс. изделий в год. Кроме того, появились литейные станки, позволявшие равномерно наполнять формы шликером и, как только заготовки наберут нужную толщину, удалять лишнее. Автоматическим методом удавалось получить свыше 2 000 изделий за смену, в то время как вручную рабочие могли сделать не более 600.

Другие страны узнали, что такое костяной фарфор ЛФЗ, во время «Московской Олимпиады – 80». Сувенирные сервизы и чайные пары удивительной белизны и прозрачности пользовались высоким спросом и принесли ленинградскому заводу международную славу. Его продукция – наполненная светом, почти невесомая, больше всего походила на классический китайский фарфор «яичная скорлупа», который безуспешно пытались копировать многие европейские производители.

Nikko

Примерно в одно время с ЛФЗ, в 1978 году к выпуску изделий «bone china» приступила японская компания Nikko. Если «ломоносовцы» пытались раскрыть поэтическую сторону тончайшего воздушного фарфора, восточные керамисты с его помощью продемонстрировали виртуозность высоких технологий. Они стали добавлять в сырьё 50% золы из костей крупного рогатого скота, при стандартных 30 – 45%. Большое количество фосфата кальция увеличивает прочность посуды, но усложняет процесс её отливки и последующей обработки до первого обжига. Высокий уровень автоматизации, недостижимый ранее, помог японскому производителю решить эту проблему.

Продукция Nikko не только красива, полупрозрачна и отличается редким оттенком слоновой кости, она ещё и невероятно устойчива к внешним воздействиям. О многом говорит тот факт, что чашки и тарелки используются в ресторанно-гостиничной сфере. Японская компания словно посмеялась над всеми требованиями по уходу за деликатным фарфором. Её продукцию с маркировкой «Bone china» можно использовать для микроволновки, мыть автоматическим способом и ставить друг на друга, не опасаясь сколов или трещин.

Общепринятые правила ухода

Несмотря на прочность, классический костяной фарфор требует повышенного внимания. В этом случае он прослужит не менее 100 лет, сохраняя внешний вид и свои уникальные свойства. Основные рекомендации:

  1. Мыть посуду лучше вручную, тёплой, но не горячей водой. Избегать бытовой химии, жёстких губок и тем более абразивных чистящих средств. Труднодоступные места обрабатывают зубной щёткой с мягкой щетиной.
  2. Прежде чем, налить в чашки кипяток, их следует несколько раз ополоснуть горячей водой, постепенно поднимая её температуру.
  3. Большинство производителей запрещают использовать свою продукцию для микроволновок.
  4. Хранить посуду с маркировкой «Bone china» лучше за стеклом, вдали от источников тепла.
  5. Нежелательно ставить предметы «горкой», а если другого выхода нет, нужно прокладывать их бумагой.

Как отличить от других видов

Фарфоровые предметы «Bone china» должны быть очень лёгкими, почти не ощущаться в руке. Даже если не подносить их к источнику света, сквозь тончайшие стенки будут видны очертания пальцев. Цвет обычно бывает молочно-белым, редко кремовым.

«Бисквитный» бортик на донышке посуды должен полностью совпадать по оттенку с глазурью. Его трудно различить визуально, только на ощупь. Обычно производители стараются покрывать рисунком минимальную площадь поверхности, оставляя возможность любоваться совершенством чистого материала.

Звук при ударе деревянной палочкой получается звонким, высоким, протяжным, с выраженными металлическими нотками. Также следует обратить внимание на слой глазури – он будет ровным, однородным, блестящим, без дефектов любого рода.

Интересные факты

В мусульманском мире до сих пор не стихают дискуссии, относительно халяльности посуды «Bone china». Часть экспертов доказывает, что прошедшие обработку огнём и превратившиеся золу кости животных, полностью очищены и не могут нанести вреда мусульманам. Другие настаивают, что подобные включения недопустимы.

В XXI веке на мировом фарфоровом рынке была представлена линейка посудных наборов из костей халяльных животных. Однако продукцию «Bone china» по-прежнему избегают веганы и вегетарианцы.

На предприятиях, выпускающих тончайшую фарфоровую посуду, работают в основном женщины. Отмечено, что они действуют бережнее и аккуратнее, снижая процент брака до минимума.

Прототипом «Bone china» считаются фарфоровые изделия в технике «яичная скорлупа», производившиеся в Китае в эпоху династии Мин. Но обе разновидности отличаются коренным образом. Китайские мастера не использовали жжёные кости для повышения прочности материала. Они делали ставку на высококачественное сырьё и высокотемпературный – до 1350°С обжиг, происходивший в особом режиме с длительными выдержками, которые продлевали фазу остекловывания. При этом глазурь буквально вплавлялась в глиняный черепок, отчего прочность изделий увеличивалась в разы. Цвет посуды в технике «яичная скорлупа» – белоснежный, доходящий до лёгкой голубизны, в нём нет тёплых тонов.

Источник

Поделиться с друзьями