Китайская роспись по тарелкам

Тайна китайского фарфора

Есть старинная легенда о китайском Святом Крестьянине, родоначальнике земледелия и гончарного промысла. Он жил в 2800 годах до нашей эры и учил крестьян пахать землю и изготавливать глиняную посуду. В истории говорится, что люди тогда уже знали, что такое огонь и первая глиняная посуда пришлась им по душе. Вскоре они заметили, что глиняные чашки, побывавшие в огне – становятся крепче, тверже, не пропускают воду. Так зародилась керамика. Китай – стал родиной фарфора.

История китайского фарфора

Несмотря на мировую известность – в Китае большинство керамических изделий сделано из фаянса: посуда, сувениры, кухонные приспособления. Тонкий фарфор в древности предназначался для скульптур, статуэток. Слово фарфор – в китайском языке означает собирательный термин, им обозначают все изделия из керамики.

  • Первые старинные керамические предметы нашли на юге Китая, их изготовили примерно 20 тысяч лет назад. Они были самими простыми и без орнамента.
  • Первые скульптуры из настоящего фарфора изготавливались в правление династии Хань. На это указывает качество материала, подвергшееся высокотемпературному обжигу.
  • Первый цветной китайский фарфор принадлежит эпохе Суй, трехцветная керамика подвергалась обжигу при низких температурах, с добавлением различных смесей.
  • Посуда с росписью под глазурь, стала появляться при династии Сун. Тогда стали широко известны печи для обжига. Это период украшения керамики драгоценными камнями, эмалями и дорогими металлами.
  • Синяя глазурь была прославлена при династии Мин. Лучший китайский фарфор тогда имел императорский кобальтовый цвет и обилие золотой отделки.
  • Мир узнал тайну изготовления китайского фарфора в период династии Цин. Сначала ее выкрал французский шпион. А потом один из императоров в мемуарах детально описал процесс производства посуды. С этого периода мастера многих стран пытались создать свой фарфор.

Особенности изготовления фарфора

Китайцы считают, что настоящий фарфор должен быть тонким, как лист бумаги, прозрачным, как слеза и звонким, как удар гонга. Цвет тоже имел свои особенности, он мог быть – голубой, как небо, омытое дождем; зеленый, как самый дорогой нефрит и белый, как первый снег.

Высокого качества мастера добивались с помощью каолина – белой глины и «фарфорового камня», растертого до состояния невесомой пудры.

Полученная масса оставлялась до созревания – на десятки лет. Потом, получившая особую пластичность масса отбивалась до нужного состояния, после этого обжигалась в печи при высокой температуре. И приобретала водостойкость и особую прозрачность.

Производство

Приготовленная таким способом фарфоровая масса, помещалась во вращающуюся форму, частицы оседали на стенках, лишнее выливали для следующего использования. Затем содержимое форм аккуратно вынимали и подсушивали.

Полученный слепок помещался в заготовку — глиняный сосуд, сделанный вручную мастером. Предметы делали двумя способами: сразу вытягивали нужную толщину – это требовало особого мастерства. Или оставляли больший размер, а лишнее обрезалось. Затем заготовку со слепком подвергали обжиганию в специальных печах.

Обжиг

Твердый китайский фарфор, обладающий особой прочностью – получается при высокой температуре. Максимальная температура – 1300 о С, изделия выдерживают в печи 10 часов, затем постепенно дают остыть, в течение еще пяти часов. Потом осторожно приоткрывают дверцу, и остужают до 200 о С.

После такой температурной обработки – глазурь на изделии приобретает прозрачность, глянцевый блеск и особую прочность.

Чтобы добиться идеального обжига – мастер постоянно контролирует процесс. Он определяет нужную температуру обжига – по цвету огня, постоянно приоткрывая заглушки. На качество влияет влажность, направление ветра, погодные условия и время года.

Декор

В самом начале фарфор не подвергался декорированию. Китайцам нравилось любоваться строгими формами изделия, особым блеском, плавностью линий. При династии Юань из Персии привезли первые расписные изделия и китайский фарфор стали украшать узорами.

Сейчас подготовленную заготовку подогревают до 200 о С, покрывают эмалью и дают подсохнуть. Затем юные девушки, тончайшими иголочками наносят рисунок на изделие. После чего струей воздуха удаляют остатки эмали и опять ставят на обжигание.

Подглазурная роспись кобальтом – была придумана в Китае. Затем она вошла в моду в Голландии, а во времена Петра 1-го, о ней узнали мастера Гжели, где она стала визитной карточкой. Но китайской особенностью, были однотонные глазури без рисунков с различными эффектами.

«Ползучие цветы» — тончайший вид резьбы, относящийся к традиционной росписи. Особенно часто встречается на китайских чайных фарфоровых сервизах.

Китайское барокко – известный вид традиционной живописи.

Каждый художник обычно воспроизводит один-два сюжета, и многочисленные вариации на них. Поэтому заводы и мастерские часто используют приглашенных специалистов, для определенных заказов.

Виды и формы посуды

Встречаются самые разнообразные по виду, форме и расцветке, изделия из китайского фарфора. Есть термин «фарфоровое семейство» — он получил название от цвета преобладающей краски в общей гамме изделия. Чаще всего это розовые, черные семейства, но встречаются зеленый, голубой, желтый.

Оттенок морской волны – возник сначала, как имитация нефрита. Появился еще до нашей эры. Изделия однотонные, без росписи, с переливчатой глазурью. Иногда украшены рельефами.

Белый без росписи – самый старый вид фарфора, изготовлялся еще на заре производства, при династии Сун. Есть – цинь-бай (чисто-белый), иногда его украшали голубой или зеленой глазурью, инкрустацией золотом и бронзой, лепным декором. Дехуа – фарфор с оттенком сливок. Его называют «сверкающей жемчужиной», он пользуется популярностью у коллекционеров.

Читайте также:  Овальная тарелка для рыбы

Бело-синий фарфор – наиболее известный и распространенный по всему миру с начала 12 –го века. Роспись кобальтом по белому костяному телу фарфора, кобальтовая сетка – много веков вызывает заслуженное восхищение работой китайских художников.

Санкай (трехцветный) – фарфор покрывали тремя глазурями разных цветов – желтого, кремового и зеленого. На сыром изделии вырезали орнамент, затем обжигали при высокой температуре, затем расписывали и опять обжигали, но уже при низкой температуре. Допускались черный и белый фон. А позже – синий.

Пятицветный фарфор эпохи Цинь – добавки красителей в подглазурную роспись, помогали создать настоящие шедевры. И сейчас в современных коллекциях, зарубежных музеях можно увидеть посуду, расписанную узорами в виде пейзажей, китайских драконов, цветов.

Инь и янь в китайской посуде

В Китае знают, что вкус чая из чашек разной формы – имеет разный вкус.

Инь – невысокая широкая чашка, для жаркой погоды. В такую погоду хочется, чтобы чай быстрее остыл.

Янь – узкая и высокая. Ароматный и крепкий чай в такой чашке долго остается теплым.

Истинные ценители стремятся заполучить чайную пару инь и янь, и радоваться любимому напитку круглый год.

Роспись китайского фарфора

  • Декорирование – современный вариант – картинка печатается на клеящем основании, затем переносится на изделие, после чего обжигают.
  • Подглазурная роспись – китайский фарфоровый сервиз, после первого обжига обрабатывается красителями. Затем второй раз ставят в печь при еще большей температуре. Рисунок затуманивается, краски приглушаются.
  • Надглазурная роспись – эмаль сначала закрепляют, потом изделие раскрашивают, а затем подвергают обжигу при низких температурах.
  • Гравировка, клеймо – вручную или лазерное, применяется на заводах. Закрепляется глазурью и подвергается нагреву в печи.

Жанры живописи

Фигурки людей, сюжетные сценки, портреты знаменитостей. Иногда с надписями.

Изображение птиц, животных, реальных и мифических (драконы).

Растения, плодовые и цветочные орнаменты.

Аллегорические – пионы – символ весны, цветы – красивые женщины, Лотос – лето и так далее.

Рисовые зерна

Вид декорирования фарфоровых изделий. Для этого в заготовке пробивают отверстия, которые потом заливают глазурью. Очень сложная работа. Малейшая неточность приводит к браку. Затем посуду обжигают. В небольших мастерских все обрабатывают вручную. На заводах используют пескоструйные установки. Готовые изделия покрывают светящиеся пятнышки – рисовые зерна.

Производители

Фарфор «Royal Aurel» — китайский сервиз отличается уникальной белизной и изящным дизайном.

Fine Bone China – настоящий костяной фарфор – в интернет-магазинах можно заказать тарелки, прекрасный кофейный сервиз, купить по доступным ценам.

Посуда Lefard – пользуется постоянным высоким спросом у истинных ценителей. Китайский сервиз Лефард декорирован золотом и серебром, используется эмаль и стразы.

Старинный китайский эротический фарфор – вазы, статуэтки, тарелки – антиквариат ценителям в коллекцию.

Источник

Китайская роспись — China painting

Китайская роспись или роспись по фарфору — это украшение глазурованных фарфоровых предметов, таких как тарелки, миски, вазы или статуи. Тело объекта может быть из фарфора с твердой пастой , разработанного в Китае в 7 или 8 веке, или из фарфора с мягкой пастой (часто костяного фарфора ), разработанного в Европе 18 века. Более широкий термин керамическая роспись включает роспись на глиняной посуде, глазурованной свинцом, такой как кремовая посуда, или глазурованной посуде, такой как майолика или фаянс .

Обычно тело сначала обжигают в печи, чтобы превратить его в твердое пористое печенье или бисквит . Затем можно нанести подглазурное украшение, а затем глазурь, которую обжигают, чтобы она приклеилась к телу. Затем на глазурованный фарфор можно нанести надглазурный декор и снова обжечь, чтобы краска склеилась с глазурью. В большинстве произведений используется только подглазурная или надглазурная роспись, которую часто называют «эмалированной». Украшения можно наносить кистью или трафаретом , трансферной печатью , литографией и трафаретной печатью .

Роспись по фарфору была разработана в Китае, а затем в Корее, а затем в Японии. Украшенный китайский фарфор 9 века был найден на Ближнем Востоке. Фарфор для торговли с этим регионом часто имеет исламские мотивы. Торговля с Европой началась в 16 веке. К началу 18 века европейские производители открыли, как делать фарфор. За заводом Мейсенского фарфора в Саксонии последовали другие фабрики в Германии, Франции, Великобритании и других странах Европы. Развивались технологии и стили. Некоторые расписанные вручную тарелки и вазы XIX века напоминают росписи маслом. Во второй половине XIX века роспись по фарфору стала респектабельным хобби для женщин среднего класса в Северной Америке и Европе. В последнее время возродился интерес к китайской живописи как виду изобразительного искусства.

Содержание

Технические аспекты

Вставить

Китайцы определяют фарфор как твердую, компактную и мелкозернистую посуду, которую нельзя поцарапать ножом, и которая при ударе резонирует с чистой музыкальной нотой. Он не обязательно должен быть белым или полупрозрачным. Этот фарфор изготовлен из твердой пасты, состоящей в основном из каолина или фарфоровой глины. Глина смешана с петунце или фарфоровым камнем. Глазурь готовится из петунце, смешанного с жидкой известью, с меньшим содержанием извести в глазури более высокого качества. Лайм придает глазури оттенок зеленого или синего, блестящую поверхность и ощущение глубины. Фарфор с твердой пастой обжигается при температуре от 1260 до 1300 ° C (от 2300 до 2370 ° F).

Читайте также:  Подвесы для тарелок своими руками

Фарфор с мягкой пастой был изобретен в Европе. В фарфоре с мягкой пастой, изготовленном в Англии примерно с 1745 года, использовалась глина для обжига с добавлением стеклянной фритты . Фритта — это флюс, который вызывает стеклование изделия при обжиге в печи . Фарфор с мягкой пастой обжигается при температуре от 1000 до 1100 ° C (от 1830 до 2010 ° F). Обжиговую печь необходимо нагреть до точной температуры, при которой изделие будет остекловываться, но не выше, иначе изделие будет провисать и деформироваться. Фарфор с мягкой пастой полупрозрачен и может быть обработан тонким слоем. После обжига он имеет внешний вид и свойства, аналогичные твердому фарфору.

Использование кальцинированных костей животных в фарфоре было предложено в Германии в 1689 году, но костяной фарфор производился только в Великобритании, а первый патент был получен в 1744 году. Костяной фарфор был усовершенствован Джозайей Сподом (1733–1797) из Сток-апон- Трент в Англии. Основная формула — 50% кальцинированной костей крупного рогатого скота, 25% корнуоллского камня и 25% китайской глины. И камень, и глина получают из гранита. Камень представляет собой флюс из полевого шпата, который плавит и связывает другие ингредиенты. Кость придает изделию прочность и помогает сохранять форму во время обжига. В результате получается прочный, белый и полупрозрачный материал, который резонирует при ударе. Он обжигается при средней температуре, до 1200 ° C (2190 ° F), что придает ему гораздо лучшую консистенцию, чем объекты из мягкой пасты со стеклянной фриттой. Температура обжига ниже, чем у настоящего фарфора, поэтому большее количество оксидов металлов может сохранять свой состав и связываться с поверхностью. Это дает более широкую цветовую гамму для украшения.

Глиняная посуда, включая глазурованную глиняную посуду , викторианскую майолику , фаянс и фаянс , изготавливается из глины или земли, которая дает мягкую пасту. Глиняная посуда непрозрачна, с относительно крупной текстурой, а фарфор — полупрозрачный, с мелкой текстурой мелких кристаллов, взвешенных в прозрачном стекловидном основании. Промышленные производители глиняного бисквита обжигают тело до диапазона созревания глины, обычно от 1100 до 1160 ° C (от 2010 до 2120 ° F), затем наносят глазурь и обжигают изделие глазурью при более низкой температуре примерно от 1060 до 1080 ° C (1940–1980 ° F).

Для очень стекловидных (стеклянных) тел производитель может распылять глазурь. Костяной фарфор обрабатывают таким образом, обжигая глазурью при более низкой температуре после обжига печенья примерно до 1240 ° C (2260 ° F). В случае керамогранита и керамики корпус обычно обжигают для бисквита при температуре от 950 до 1000 ° C (от 1740 до 1830 ° F), а затем обжигают для глянца или глазури при температуре от 1220 до 1300 ° C (от 2230 до 2370 ° F). Поскольку температура глянца выше, чем температура печенья, глазурь вступает в реакцию с телом. Тело также выделяет газы, которые пузыряются сквозь глазурь, влияя на внешний вид.

Одни и те же методы используются для окрашивания различных типов фарфора и фаянса, как подглазурной, так и надглазурной , но используются разные пигменты из-за различных характеристик тела и температуры обжига. Обычно для росписи керамики используются более смелые и простые рисунки, в то время как роспись по фарфору может быть более тонкой и нежной.

Подглазурная роспись

Традиционный фарфор в Китае включал роспись под глазурью, а также роспись по глазури. При подглазурной росписи, как следует из названия, краска наносится на неглазурованный объект, который затем покрывается глазурью и обжигается. Используется краска, отличная от той, что используется для надглазурной росписи. Глазурь должна подвергаться воздействию очень высоких температур, чтобы склеить ее с пастой, и только очень ограниченное количество цветов выдерживает этот процесс. Синий обычно использовался под глазурью, а другие цвета поверх глазури, как в Китае, так и в Европе, как и в английской посуде Royal Worcester . В большинстве произведений используется только подглазурная или надглазурная роспись.

Подглазурная роспись требует значительно большего мастерства, чем надглазурная, так как дефекты росписи часто становятся видимыми только после обжига. Во время обжига даже огнеупорные краски меняют цвет на сильном огне. Светло-фиолетовый может превратиться в темно-синий, а бледно-розовый — в коричнево-малиновый. Художник должен предвидеть эти изменения. С помощью мазаринового синего нижнего остекления украшение обычно довольно простое, с использованием обширных контуров и широкой штриховки. Японцы были известны своим умением изображать цветы, растения и птиц на подглазурных росписях с минимальным количеством мазков.

Надглазурная роспись

Краски надглазурные фарфоровые изготавливаются из измельченных минеральных соединений в смеси с флюсом. Краски могут содержать дорогие элементы, в том числе золото. Флюс представляет собой мелкозернистое стекло, похожее на фарфоровую глазурь. Порошковая краска смешивается со средой, обычно с маслом, перед нанесением кистью на глазурованный объект. Техника похожа на акварель. Одним из преимуществ надглазурной фарфоровой живописи по сравнению с маслом или акварелью является то, что краску можно удалить слегка смоченной кистью, пока цвет еще влажный, возвращая первоначальный фон. Изделия с надглазурной росписью часто называют «эмалированными».

Открытые среды не сохнут на воздухе, в отличие от закрытых. Художник может предпочесть среду, которая остается текучей в течение некоторого времени, может захотеть, чтобы она сильно высыхала, или может пожелать среду, которая остается несколько липкой. Если материал сильно высыхает, художник может создавать слои цвета, которые сливаются вместе за один обжиг. Это может создать необычную интенсивность или глубину цвета. Если материал остается липким, художник может добавить к дизайну больше краски на поверхность или может нанести надглазурную пудру для создания глянцевой поверхности.

Читайте также:  Как сделать деревянную сушилку для тарелок

Художник может начать с наброска рисунка китайским маркером. Когда окрашенный объект обжигается в печи, линии фарфора и среда испаряются. Цветные частицы плавятся и расплющиваются на поверхности глазури, а флюс связывает их с глазурью. При достаточном нагревании нижележащая глазурь размягчается или «раскрывается». Цвет прочно сцепляется с глазурью, а поверхность готового объекта глянцевая.

Механические подходы

Трафарет применялся в 17 веке. Из бумажной формы вырезается узор, который кладется на керамику. Затем краска наносится на трафарет. Трансферная печать с гравированных или протравленных медных пластин или деревянных блоков датируется примерно 1750 годом. Пластина окрашена масляно-эмалевым пигментом. Поверхность зачищается, краска остается в прорезанных бороздках. Затем краска с помощью пресса переносится на «ткань гончара» — тонкую, но прочную папиросную бумагу. Затем салфетку кладут на керамику лицевой стороной вниз и растирают для переноса краски на поверхность. Этот метод был применен как для подглазурного, так и для надглазурного переноса в Вустере в середине 1750-х годов.

Литография была открыта в 1797 году и сначала использовалась для печати бумажных изображений. Изображение наносится жирным мелком на гладкой каменной или цинковой поверхности, которую затем смачивают. Вода остается на камне, но отталкивается жиром. Чернила растекаются и отталкиваются водой, но остаются на смазке. Затем бумага прижимается к плите. Он собирает чернила из смазки, воспроизводя рисунок. Процесс можно повторить, чтобы сделать много копий. Разноцветный принт можно сделать, используя разные блоки для разных цветов. Для керамики печать была сделана на двусторонней бумаге с тонким слоем папиросной бумаги, обращенным к более толстому слою бумаги. На керамическую поверхность наносился слабый лак, который можно было слегка изогнуть, затем дуплексная бумага прижималась к поверхности. Салфетка пропиталась перед обжигом. Позже были разработаны методы фотографического копирования изображений на литографические пластины. Эта техника с ее способностью передавать мелкие детали считается наиболее подходящей для украшения на глазури, хотя использовалась и для подглазурных изображений.

Корни натуральных губок использовались в Шотландии для изготовления грубых штампов для украшения глиняной посуды в XIX и начале XX веков. Резиновые штампы были введены в 20 веке для украшения фарфора и костяного фарфора с золотыми блестящими краями.

Трафаретная печать была впервые представлена ​​в Японии в начале 18 века и считается изобретением Ютенсая Мияссака. Ранняя японская версия была усовершенствованием трафарета, в котором человеческие волосы использовались для скрепления частей трафарета, таких как внешняя часть и центр круга, чтобы можно было устранить видимые перемычки. В конце концов, техника эволюционировала в использование тонких экранов, где некоторые области были заблокированы пленкой, а некоторые линии или области остались открытыми, чтобы краска могла проходить сквозь них. Были разработаны методы фотографической передачи изображений на экраны. Этот процесс использовался для керамики к середине 20-го века, и сейчас он является основным способом украшения керамики. Его можно использовать для печати изогнутых форм, таких как кружки с подглазурной краской, на глазури, глазурь, восковой резист и термопласты с подогревом. Наклейки представляют собой еще один механический метод переноса изображения на керамический объект.

Азиатский фарфор

Китай

Возможно, как утверждают некоторые авторы, фарфор уже производился во времена династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) в попытке сделать сосуды похожими на стеклянные сосуды, которые ввозились в то время из Сирии и Египта. Несомненно, фарфор производился в Китае во времена династии Тан (618–907 гг.). За годы, прошедшие после улучшения качества фарфора, дизайн и отделка стали чрезвычайно изысканными. Предметы были тонкими и тонкими, с тонкой глазурью, а позже с замысловатыми росписями. Китайцы начали экспортировать фарфор в Азию и на Ближний Восток в IX веке. Ко времени династии Сун (960–1279) мастера по изготовлению фарфора достигли высокого уровня мастерства. Некоторые специалисты считают свою работу непревзойденной по чистоте дизайна.

В Дин печь в северном Китае началась производство в начале 8 — го века, где они производят сложный и красивый фарфор и развитый инновационную печь укладки и обжиг техники. У посуды Ding был белый корпус и, как правило, глазурь цвета слоновой кости. Однако некоторые изделия Ding имели монохромную глазурь черного, зеленого и красновато-коричневого цветов. Некоторые были украшены методом сграффито , когда поверхностные слои были удалены, чтобы обнажить землю другого цвета. Цзиндэчжэнь был одним из первых центров производства фарфора на юге Китая, имевших свободный доступ к каолину и петунсе. В свое время это был важнейший в мире центр производства фарфора. Посуда Цзиндэчжэнь включает в себя знаменитые декорированные изделия Цинбай с голубой глазурью. При династии Юань стало популярным использование подглазурного кобальтового декора. Во времена династии Мин (1369-1644) производство бело-голубой и красно-белой керамики достигло пика. Ремесленники Цзиндэчжэня разработали и усовершенствовали применение надглазурных эмалей во второй половине XV века. Они выделялись своим цветочным, абстрактным или каллиграфическим орнаментом.

Источник

Поделиться с друзьями