Как улучшить звучание тарелок

Как продлить жизнь тарелки: правила пользования и ухода

Как сохранить тарелки в первоклассном рабочем состоянии? Любая новая покупка влечет за собой лишние расходы, поэтому хочется продлить трудовую жизнь тарелок любым путем. И даже если Вы решите сменить свое «железо» на более подходящие модели раньше, чем оно придет в негодность, Вы сможете больше выручить за старый комплект при условии правильного за ним ухода.

1. Начинается все, как известно, с правильного выбора.

Покупая комплект тарелок, следует помнить, как вы собираетесь играть. Производители тарелок выпускают модели для различных музыкальных стилей, и вам следует приобретать тарелки в соответствии с манерой игры и исполняемой музыкой.

Не стоит сразу выбирать дорогие тарелки, если Вы новичок и только учитесь контролировать свою силу и технику – лучше начинать с простых латунных моделей.

Нельзя добиться из джазовых тарелок тяжелого рокового звука, можно лишь получить трещины на них. Не покупайте тонкие тарелки, если вы играете тяжелый рок. Не играйте толстыми палочками на тонких тарелках.

2. Техника игры на тарелках

Всем понятно, что неправильная техника любую, даже дорогую модель, приведет в негодность за достаточно короткий срок. Средняя продолжительность жизни в значительной степени зависит от интенсивности использования. Однако тарелки, на которых играли с осторожностью и хорошей техникой, проживут дольше. Неправильная техника способствует усталости металла, ухудшению качества звучания или даже может привести к трещинам и разломам.

Старайтесь не бить в край тарелки. При таком ударе страдает звук, потому что такой удар не дает тарелке свободно колебаться и звучать, и страдают тарелка и палочка. Если тарелки «съедают» Ваши палочки, скорее всего Вы играете неправильно.

В Crash нужно играть легким и быстрым как бы «срезающим ударом» (англ. glancing blow), немного сбоку от воображаемого радиуса тарелки. Удар «по прямой» (перпендикулярно краю, в плоскости, пересекающей отверстие) ведет к повреждениям тарелки. Удар же с небольшим вращением запястья поможет предотвратить трещины, да и звук будет существенно лучше.

3. Установка тарелок на стойках

Первое правило – избегать контакта тарелок с металлом . На стержень стойки необходимо всегда надевать нейлоновую или резиновую трубку, защищающую отверстие тарелки от деформаций и трещин. Сверху и снизу тарелки всегда нужно использовать фетровые шайбы, при этом для маленьких тарелок применяют шайбы меньшего размера.

Установка хай-хэта (Hi-hat)
a) верхняя часть зажима хай-хэта, b) прижимные гайки,
c) фетровая шайба, d) тарелка, e) фетровая шайба, f) торцевая гайка, g) шток хай-хэта

Правило второе – тарелки должны болтаться на стойках . Не затягивайте гайки креплений – это может привести к трещинам вокруг отверстий тарелок (и не только). Колебания слишком зажатой тарелки лишь частично переходят в звуковые, поэтому такие тарелки звучат более глухо, так как фетр демпфирует звук. Остальная же часть энергии колебаний тратится на разрушение слишком зажатой тарелки – медленно, но верно. В случае хай-хета также следует завинчивать зажим лишь наполовину, так, чтобы верхняя тарелка хай-хета двигалась совершенно свободно. Слишком большие шайбы также будут глушить колебания, поэтому на совсем маленьких тарелках, вроде небольших splash, используют шайбы меньше стандартных.

Гайка нужна не для того, чтобы прижимать тарелку, а для того, чтобы несколько ограничивать её колебания, иначе ваш следующий удар может прийтись в ребро качающейся тарелки. Поэтому завинчивать гайку следует ровно настолько, чтобы тарелка после удара достаточно быстро возвращалась в исходное положение – и не более.

Третье правило – устанавливайте тарелки под правильным углом . Большинство барабанщиков любит несколько наклонять тарелки к себе, чтобы физиологически комфортный удар не приходился в ребро тарелки. Тем не менее, не следует злоупотреблять наклоном, поскольку слишком большой угол ограничивает свободное движение тарелки, что приводит к тем же последствиям, что и слишком сильная затяжка.

Некоторыми исключениями могут быть тарелки ride и china. Можно позволить себе установить ride под большим углом, так как эта тарелка практически никогда не совершает заметных качаний на стойке. Однако это не значит, что её можно зажать потуже: фетр будет поглощать звук. А у тарелок china центр тяжести обычно выше точки крепления, поэтому приходится достаточно сильно затягивать гайку, иначе тарелка будет болтаться в разные стороны, мешая. Об этом надо помнить, играя на ней: будьте нежными! Заодно подумайте о том, где в Вашем сете установить стойку с china, чтобы можно было обеспечить наиболее безопасное крепление этой тарелки – без чрезмерного затягивания гайки и большого угла наклона.

4. Правильный уход и хранение

Правильный уход поможет сохранить целостность тарелки.

  • Всегда носите тарелки в индивидуальных защитных чехлах или в одном чехле (но с отделениями или прокладками, чтобы тарелки не терлись друг о друга при транспортировке).
  • Как только вы снимаете тарелки со стоек, сразу же укладывайте их в чехлы. Не ставьте тарелки на ребро и не укладывайте на абразивный пол (например, бетонный): тарелки могут поцарапаться и упасть.
  • Когда тарелки не используются в течение длительного периода времени, оберните их отдельно в кусок ткани или полиэтилена, чтобы защитить их края и поверхности от царапин.
  • Снимая и устанавливая тарелки, пользуйтесь сухой тканью, чтобы не оставлять следов рук на тарелках, либо берите тарелки ладонями за края. После каждого использования тарелок перед тем, как убрать их в чехлы/кейсы, лучше протереть их круговыми движениями вдоль бороздок сухой мягкой тканью, чтобы удалить отпечатки пальцев и мелкую пыль, так как это сильно сэкономит Вам время при чистке тарелок.
  • Берегите тарелки от сильного холода или жары, от резких перепадов температур.

5. Чистка тарелок

Отпечатки пальцев, пыль, жир, пот, сценический дым, смазочное масло, грязь, окислы, следы от палочек не улучшают ни внешний вид, ни звук тарелок.

Современные тарелки имеют защитное заводское покрытие, препятствующие окислению (прощайте, зеленые пятна!) и небольшим загрязнениям, так что если вы протираете тарелки после каждого использования, то момент чистки наступит не так скоро, однако рано или поздно тарелки придется чистить. Этот момент обычно определяют на глаз, когда загрязнение уже не удается удалить простой протиркой, но если вы хотите точных цифр, то рекомендуют чистить тарелки раз в 4-6 недель в зависимости от того, насколько часто вы играете на них.

Установка тарелки
a) прижимная гайка, b) фетровая шайба, c) нейлоновая или резиновая трубка, d) тарелка, e) фетровая шайба,
f) металлическая шайба, g) стержень регулируемого наклона с резьбой, h) зажим

Все ведущие производители тарелок выпускают средства для чистки тарелок. В последние годы появилась тенденция к выпуску универсальных средств, которые в принципе подходят для тарелок и других марок. Так, Sabian ранее выпускал два разных средства – одно для тарелок из бронзы B8, другое для тарелок из бронзы B20. С 2001 года Sabian выпускает универсальный «Cymbal Cleaner», подходящий для любых тарелок этой фирмы.
Zildjian выпускает «Cymbal Cleaning Polish» (формула 2005 года), универсальное средство, подходящее для любых тарелок Zildjian, кроме ZXT Titanium.
Meinl также выпускает аналогичное универсальное средство под всё тем же названием «Cymbal Cleaner», подходящее для всех тарелок Meinl.

Инструкция по применению каждого из этих средств приблизительно одна и та же. Средство в небольшом количестве наносится на тарелку, в виде спрея или распределяется тряпочкой. Тарелка оставляется на короткое время, после чего она очищается круговыми движениями от центра мягкой тряпочкой, а затем сухой чистой тканью полируется.

Все универсальные средства оставляют на тарелках тончайшую защитную пленку, которая некоторое время предохраняет тарелку от загрязнений. Эта пленка разрушается через 3-5 недель при обычном использовании тарелок. Для сохранения логотипов производителей рекомендуют места с логотипами не тереть.

Универсальные средства имеют один недостаток: их нужно применять регулярно, поскольку чистящие их свойства не очень велики. Другим подходом к разработке чистящих средств является разделение средств на чистящие (хорошо чистят, но не формируют защитный слой) и полирующие (не чистят или почти не чистят, но формируют защитный слой).

Средство производства Paiste двухэтапное: сначала очистка при помощи «Cymbal Cleaner», затем сушка и нанесение защитной пленки при помощи «Cymbal Protector». Во вторых, большинство средств используют всухую, а «Cymbal Cleaner» применяют на тарелках, смоченных водой, и затем смывают водой.
Подобный же подход используется компанией Dunlop: она производит «Cymbal 65 Intensive Care» – очень сильнодействующее очищающее средство для сильных загрязнений (лучше работать в перчатках!) и «Cymbal 65 Polish&Cleaner» – средство для ежедневного применения со слабым чистящим эффектом и формированием защитного слоя.

Все средства для тарелок независимо от производителя содержат кислоту, которая не подходит для чистки тарелок со специфическим покрытием, таких как Zildjian ZXT Titanium или Paiste Visions. Такие тарелки моют водой с небольшим количеством чистящего средства на водной основе, например, для мытья окон, а при очень уж сильных загрязнениях – водой с мягким мылом. Затем тарелки протирают влажной тканью и сушат бумажными салфетками или сухой тканью.

Понятное дело, что все фирмы-производители тарелок рекомендуют использовать только их чистящие средства. Если же вы играете на тарелках нескольких производителей, вполне достаточно выбрать какое-либо одно чистящее средство и использовать его для всех ваших тарелок (разумеется, кроме тарелок со спецпокрытием вроде Zildjian ZXT Titanium).

Нельзя применять для чистки тарелок абразивные материалы, агрессивные бытовые чистящие средства, пасты для полировки, кислоты, щелочи, а также ацетон, другие растворители, потому что все они гарантированно повредят защитный заводской слой. Такая «экономия» на специализированных чистящих средствах «выйдет» Вам боком. Также нельзя использовать полировальную машину, потому что поверхность тарелок перегревается и теряет свои свойства.

6. При обнаружении повреждений (трещин, сколов)

К сожалению, полностью остановить растрескивание металла удается редко, но существуют способы существенно замедлить разрушение. Исключение составляют повреждения у центрального отверстия тарелки.

Трещину, проходящую вдоль точеных бороздок тарелки, останавливают путем сверления двух маленьких отверстий на каждом конце тещины. Сверлить следует осторожно ручным коловоротом или дрелью на низких оборотах. Не следует кернить места сверления: это может привести к увеличению трещины. Также не обманите сами себя с краями трещины: берите сверло не слишком маленького диаметра и сверлите не там, где трещина на вид заканчивается, а чуть дальше, потому что обычно трещина имеет невидимое глазу продолжение.

Трещину, идущую от края тарелки, ремонтируют в зависимости от веса тарелки: у тяжелых тарелок просверливают отверстие в конце трещины.

Трещину, идущую от края тонкой тарелки, можно удалить всю целиком ножницами по металлу, делая как бы V-образный надрез. В углу выреза не должно остаться надреза как бы в продолжение трещины. Острые края шкурят вручную.

Небольшую трещину у края можно удалить, сделав дугообразный срез тарелки. У тонких тарелок это можно сделать специальными ножницами по металлу, которые позволяют вырезывать внутренний радиус, а у тяжелых тарелок придется делать это обычным лобзиком – долго и утомительно, зато тарелка целее будет: чрезмерная вибрация может привести к росту трещины. Края шкурят, чтобы они не были острыми.

Трещину любой формы, расположенную у края тарелки, можно удалить радикально: в хорошей слесарной мастерской обрежьте тарелку по кругу (без использования высокооборотистого электроинструмента). Естественно, тарелка становится меньшего диаметра и меняет свой звук, но зато трещина исчезает навсегда.

Во всех случаях острые углы и края следует сглаживать шкуркой или надфилями только вручную: вибрация шлифовальной машины может привести к дальнейшему разрушению тарелки. По той же причине для пиления не следует использовать электролобзик. Исключение может составлять только обрезка тарелки по кругу, но и тогда желательно сделать это вручную.

Принимать меры следует немедленно, как только Вы заметите трещину. После ремонта не забывайте регулярно инспектировать поврежденное место, чтобы вовремя предотвратить дальнейшее распространение трещины.

При этом необходимо найти причину повреждения: проверьте состояние крепления стойки, фетровых шайб и нейлоновой трубки, убедитесь, что Вы не слишком затягиваете тарелку и соблюдаете другие вышеперечисленные правила.

Источник

Эквализация тарелок

Хэты и другие перкуссионные звуки — элементы микса, которые требуют тщательной обработки. Они задают окружение, присутствие и яркость . Если они теряются, микс звучит скучно и тускло, а если звучат слишком громко — дисбаланс затрагивает бит и распространяется на микс. Поэтому эквализация тарелок проводится с особым вниманием к высокочастотному диапазону.

При сведении учитывают положение тарелок в миксе. Как и всякий инструмент, они лежат в отведенном месте АЧХ. В них присутствует необходимые частоты (которые мы разберем) и грязь, которую срезают фильтрами.

Эквализация синтетических хэтов, драм-машин, тарелок барабанной установки или перкуссии отличается немногим. В работе с электронным звучанием действуют те же акустические законы.

Очистка сделает звучание лучше

Первым делом, выполняйте базовый прием по очистке — срезайте Low Cut фильтром нижние частоты. Обращайте внимание на диапазон ниже 300-500Hz.

Срез ненужных частот освобождает и очищает микс. Хэты звучат выразительней, не мешая бочке, томам и другим звукам «внизу».

Частотные конфликты — помеха чистому звуку

Хэты мешают клэпам или снейрам в середине. Ослабление частот на диапазоне 1-2KHz пойдет на пользу читаемости бита. Эти частоты не так важны для тарелок, как для других среднечастотных сэмплов.

Кроме этого, хэты конфликтуют между собой или с перкуссионными звуками. В случае с готовыми коллекциями сэмплов, конечно, такое встречается редко. Но, если ритм-секция представляет из себя нечто аутентичное, эквализируется каждый высокочастотный элемент.

Здесь мы подходим к классификации ударных. Для примера возьмем высокочастотные звуки драм-машин, которые используются в электронной музыке:

Closed Hi-Hat — закрытая тарелка, обычно приходится на каждую 16ю долю трека. Несет много ненужного гула внизу. Смело срезайте бас и нижнюю середину (а можно даже верхнюю) High Pass фильтром.

Open Hi-Hat — открытая тарелка. Согласована по частотам с Closed Hi-Hat, но звучит более звонко и протяженно. В треках с прямым битом приходится на каждую 8ю долю. Нужные частоты лежат в области 4-8 KHz и выше. Иногда требуется ослабление этого диапазона, для смягчения резкого звучания.

Crash — резкий удар по тарелке и по ушам, поэтому опускайте громкость на 6-9 dB, тише остальных элементов. Главные гармоники звучат на диапазоне 8-10 KHz. Срезайте High Pass фильтром частоты ниже 1000 Hz, чтобы избежать конфликтов.

Ride — стандартный звук, входящий в коллекции сэмплов. В сигнале присутствует выраженная тоника. Срезайте нижние частоты — этот звук добавляет муть на диапазоне 300-350Hz. Тонику не трогаем, иначе потеряем звучание семпла в миксе.

Кроме этого, тамбурины, маракасы и прочие перкуссионные элементы звучат вплоть до 18 KHz. При работе с ними руководствуйтесь позиционированием в пространстве. Вам поможет урок о принципах эквализации.

Не стесняйтесь срезать нижние и средние частоты на хэтах и других высоко звучащих перкуссионных элементах. Однако более внимательно отнеситесь к снейру и другим барабанам: эти ударные имеют две частотные составляющие, “пинок”, который лежит в низкой середине, и высокочастотный “щелчок”. Они хорошо видны на эквалайзере, и вы можете играть с их громкостью для достижения нужного вам художественного эффекта. Другие нежелательные частоты следует обрезать, в особенности, область баса до 100-200 Гц.

Еще чаще хэты конфликтуют с синтезаторами, лидами и даже басом, если он звучит в высокочастотным диапозоне. Для решения конфликта с инструментами полезно применять групповую эквализацию, аккуратно срезая частоты в середине и добавляя к 10KHz и выше.

При групповом усилении верхних частот тарелки приобретают присутствие и яркость. Это полезно, когда они звучат тускло или отдаленно. Трек становится ярким и сбалансированным.

Эти советы могут вам помочь привести верхний диапазон в порядок, очистить и выразить микс. Но что, если тарелкам не хватает мощности? Они звучат чисто, но недостаточно сильно? Не спешите двигать слайдер громкости вверх. Если вы свели хэты правильно, это только нарушит баланс. Усиливайте звучание с помощью сатурации.

Применение сатурации на хэтах обогащает звучание дополнительными гармониками, усиливает и подчеркивает пространственное окружение. Поэтому, если вы не довольны чистым звучанием трека на верхних частотах, попробуйте сатуратор или дисторшн в разумных количествах. Эмуляции винтажных эквалайзеров тоже подойдут: прибавив немного верхних частот хэтам, вы обогатите их звучание, и заодно приподнимете нужный диапазон.

Рутинная эквализация встраивает тарелки в микс. Проблемы начинаются, когда в миксе задействовано много высокочастотных инструментов. Здесь мало очистить высокочастотную область. Поэтому усиление с помощью сатурации работает!

Источник

Читайте также:  Суповая тарелка с подставкой
Поделиться с друзьями