Как сделать тарелку фьюзинг

Фьюзинг

Поделитесь ссылкой на эту статью с друзьями в социальных сетях.

Фьюзинг стекла — метод запекания кусочков стекла, уложенных в определённый рисунок, в специальных печах при высоких температурах. Появился он в Германии в 1990 годов, поэтому эту технику можно назвать молодой. В основе фьюзинга лежит старейшая техника обработки стекла — техника горячей эмали.
Спекать стёкла в композицию стали ещё в Древнем Египте (1 в. до н. э — 1 в. н. э.).

Технология фьюзинга опускает использование металлических соединений в витраже, что влияет на внешний вид изделия, оно становится более эстетичным. Благодаря фьюзингу создаются рельефные многослойные изделия. Отсутствие швов говорит о том, что созданное изделие в технике фьюзинг не будет бояться воды. Рисунки на стекле получаются лёгкие и воздушные, напоминающие немного акварель.

Технология запекания стекла — один из интереснейших способов создания элементов декора для дома: витражи в окно и ширмы, вставка в стене, столешницы, рамы для зеркал, абажуры, циферблаты для часов, а также декоративных украшений.

Как сделать фьюзинг стекла

Эта техника состоит из основных пяти этапов, каждый из которых влияет на внешний вид изделия и его качество.

1. Выбор и подготовка материала непосредственно к работе — это нагревание стекла. Температура зависит от типа процедуры и может варьироваться от 650 до 920 градусов. Стекло, нагреваясь до температуры плавления, изменяет форму и цвет до красно-жёлтого. Оно готово к процессу свисания, когда края заготовок соприкасаются друг с другом и начинается слияние. Полный фьюзинг наступает при 800 градусов.

2. Стадия томления (выдержки). Стекло, нагреваясь до значения макси, должно некоторое время придерживаться одной температуры. От этапа выдержки зависит насколько гладким станет фрагмент.

3. Этап охлаждения. Температуру изделия резко снижают до отметки, чуть превышающей температуру отжига. Необходимо это для того, чтобы сохранился полученный красный цвет. Запоздание с этим этапом приведёт к тому, что стекло вновь приобретёт натуральный свой белый цвет, а после начнёт чернеть.

4. Отжиг, процесс, необходимый для снятия напряжения. Приняв форму, стекло сохраняет свою прочность.

5. Охлаждение. Происходит естественным путём при комнатной температуре.

Техники фьюзинга

В настоящий момент существует три метода фьюзинга стекла. Самые красивые, сложные и качественные композиции из стекла можно изготовить, используя техники фьюзинг-форминга.

«Горячее» стекло применяют в печах при температуре выше 1100 градусов.

«Тёплое» стекло — от 600 до 900 градусов.

«Холодное» стекло — при комнатной температуре.

Метод «моллирование», с помощью которого придаётся форма, напр., чаша, ранее сплавленному стеклу. Заготовку снова подвергают нагреву.

«Полировка огнём» применяется, когда изделию необходимо придать гладкость и блеск. Изделие помещают в печь.

«Комбинированное прочёсывание» — формирование изделия при помощи инструментов пока стекло ещё горячее. Заготовку нагревают и вручную инструментами обрабатывают.

Фьюзинг в домашних условиях

На стекле выкладывается задуманный рисунок из различных цветных стёкол. Выложенный витраж разогревают в печи, спекая нарезанные элементы в пласт.

Фьюзинг в домашних условиях стал настолько популярен что зачастую увлечение им становится источником отличного заработка.
Меняя температурный режим, можно получать различные изображения — выпуклые и объёмные, с чётким очертанием цветов и смешанными, растекающимися и неизменные. Сорт стекла тоже немаловажен, к каждому подбирается своя температура.

Фьюзинг дома вполне реален, но выполнить его в обычной духовке не получится. Печи для фьюзинга нагреваются до 1100 градусов, а для питания им достаточно 220 В. Максимально безвредным и самым безопасным способом в домашних условиях является фьюзинг в микроволновке. Но это не значит, что можно стекло заложить в микроволновую печь. В неё устанавливается специальная упрощённая печка для микроволновки, которая нагревается за счёт микроволн. На ряду с промышленным оборудованием выпускается также «домашнее».

Читайте также:  Как настроить тарелку если она сбилась

Для крупных изделия этот способ непригоден, а вот для небольших изделий, напр., украшений, вполне подходит.

Фьюзинг в микроволновке с помощью печки проводится с различным видом стекла: матовым, прозрачным, миллефиори, разноцветными фриттами.

Для фьюзинга в микроволновке использовать можно микроволновую печь с мощностью от 800 Вт. Производители рекомендуют использовать стекло 90 СОЕ.

Перед работой выньте тарелку из микроволновки или переверните её верх дном, чтобы она не вращалась. Прежде чем впервые использовать такую печь, нужно прогреть её в микроволновке строго по инструкции.

Материалы и приспособления для фьюзинга в домашних условиях:

  • печь для фьюзинга;
  • микроволновка, нагревающаяся за счёт микроволн;
  • разноцветное стекло (используйте с одинаковым СОЕ);
  • перчатки;
  • стеклорез (забудьте про масляной, так как стекло лопнет от нагрева);
  • очки защитные;
  • термостойкая бумага;
  • наполнитель.

Последовательность в работе.

Приготовив все материалы, создаётся эскиз изделия. Нарезать маленькие кусочки стекла (толщина 3–5 мм) для спекания, используя стеклорез.

При фьюзинге используют стекло с одинаковым СОЕ — коэффициент температурного расширения, оно показывает насколько увеличится при нагреве размер стекла.

Термостойкую бумагу (подложку) нужно уложить на дно печки, сложить на ней стеклянный узор. Дно со стеклом накрыть верхней частью печки, закрыть микроволновку, выставить мощность и режим микроволны, время 2,5 минуты.

Для защиты рук надеть перчатки, приоткрыть крышку печки в микроволновке и проверьте как спеклось стекло. Если необходимо, продолжите запекание дальше, но помните, что время нагрева не должно превышать 6 минут.

Вынуть печку из микроволновки, установить на поверхность (металл, плитка керамическая). Стекло должно остыть около получаса при закрытой печке. Если вынете сразу, то изделие будет хрупким от резкого переда температуры.

Остынув, стекло приобретёт исходный цвет, исключение составляет дихроичное стекло, которое меняет цвет, фактуру.

Внимание! Соблюдайте меры предосторожности.

Существует множество разновидностей фьюзинга: слампинг, фритты, литьё, гребёнка, полировка, драпирование, Пате де Вэр…

При гравировке стекло преображается удалением отдельных частей рисунка.

Гребёнка — витражное изделие прочёсывается специальными инструментами.

Пате де Вэр — способ отливки в специальные формы. При добавлении соды, полотно спекаясь, покрывается мельчайшими капельками, пузырьками.

При создании изделий могут использоваться материалы:

  • галька — стеклянные капли, размер которых от 3 до 30 мм, плоской формы с одной стороны;
  • фритта — дроблённое стекло;
  • стержни и стрингеры — нити из стекла диаметром 13-15 мм;
  • блоки, конфетти — пластинки до 0,5 мм при ширине 20 мм;
  • фольга — металлическая бумага 0,001–0,5 мм.
  • лапша — стеклянные полоски 11 мм и шириной в 5 мм. Наклеиваются на изделие специальным клеем на органической основе.

Новинкой фьюзинга является роспись изделий смесью из стеклянной пудры и клея, придающему стеклу особую фактуру.
Фьюзинг — один из способов декорирования стекла. Забытая и вновь возрождённая технология, позволяет получить эффектные композиции, детали декора интерьера и восхитительные украшения. Поняв, что такое фьюзинг, предлагаем вам мастер-класс по созданию часов с гроздьями рябины в замечательной технике фьюзинг.

Специально для сайта Уроки Рукоделия Галина Духнова.

Источник

Фьюзинг. Территория неприкосновенности

Фьюзинг – технология доступная, овладеть ею может каждый. А вот дальше – хватит ли терпения и, главное, желания, остаться со стеклом один на один, постигать его тайны, вступать с ним в разговор, спорить, и, наконец, вместе приносить в этот мир немного красоты…. Рассказывает Юлия Крутеева.

Читайте также:  Спутниковая тарелка континент список каналов

— А это правда ты сама делаешь? Вот прям сама, и никто небе не помогает?

— А как ты это красишь?

— А почему ты не хочешь сделать тарелки с конями, змеями и т.д. (в зависимости от грядущего года и пристрастий спрашивающего)?

— А можно сделать вазу, пирамидку, объемную фигуру и т.д. (в зависимости от опять же эстетических и бытовых потребностей спрашивающего)?

— А можно сделать тарелку к завтрашнему дню (иногда – «через три дня»)?

— А что так дорого? (этот вопрос практически перестали уже задавать, раньше спрашивали часто).

Отвечаю так же по-порядку:

— Делаю сама, никто не помогает.

— Я это не крашу. Я вырезаю кусочки цветного плоского стекла, которое изначально приходит в листах, подобно оконному стеклу, укладываю из на основу – как мозаику, или аппликацию, а затем запекаю в печи при температуре около 800° .

— Потому что не хочу. Потому что хочу делать то, что мне хочется. И еще: природа стекла не позволяет вырезать сложные мелкие детали, делать острые углы и т.д. Все детали получаются плавными, округлыми. Поэтому, кстати, маленькую тарелочку делать сложнее чем большую.

— Есть, конечно, приемы, которые позволяют это делать. Но зачем? Для того, чтобы сделать вазу, больше подходит техника выдувания. Для того, чтобы сделать картину, больше подходят холст и краски. Для сложной росписи – фарфор, и т.д. Я раньше экспериментировала, а потом, после мастер-классов в Школе стеклоделов на Мурано, поняла: не нужно вымучивать из материала то, к чему он плохо приспособлен. Надо использовать и развивать его возможности. Впрочем, все, как про человека, правда? Фьюзинг – довольно «плоская» техника. А его сильная сторона – возможность сочетать огромное количество ярких цветов, дополнять это игрой прозрачного и непрозрачного стекол.

— Процесс изготовления изделия в технике «фьюзинг» довольно долгий. Кроме времени, потраченного на собственно вырезание, собирание и склеивание изделия, много времени уходит на спекание и придание изделию формы. Сначала вырезанные детали спекаются в плоский блин. На это уходит 15 часов – так как стекло должно нагреваться и остывать в особом режиме. В зависимости от толщины изделия, количества слоев стекла, от задачи, время это может увеличиваться, и значительно. Надо сказать, что когда программа заканчивается, в печи температура – около 300 °, и нужно ждать, пока стекло остынет. Я не открываю печь при температурах выше 50°. Мои изделия сложные, многослойные, и это рискованно. Стекло не терпит резких перепадов температур. Именно поэтому я не рекомендую мыть мои изделия в посудомойке — когда вы ее открываете, температура быстро падает градусов на 30 – 40, а то и 50. Это большой перепад температур. Кстати, на такие изделия нельзя лить кипяток. Словом, пока печь остынет до нужной температуры, пройдет еще часов десять. Естественно, если этот уровень остывания придется, например, на 3 часа ночи, я в мастерскую не побегу. Если на день – по ситуации, могу быть занята в Галерее, другими делами. Обычно работаю по вечерам, поэтому в реальности каждый цикл растягивается на двое суток.

После того, как блин готов, его нужно осадить по форме. Для этого существуют такие готовые керамические формы. Процесс отекания длится такое же время, что и спекание. Только программа немного другая. И температура пониже. Иногда случается, что после запекания проявляются какие-то дефекты, которые нужно устранить, это еще один цикл. Словом самое короткое время – 5 дней. А в реальности – неделя. Ну и, сами понимаете, не очень оправданно гонять печь ради одной маленькой тарелки, стараюсь ее полностью загружать.

Читайте также:  По какому принципу летают тарелки

А вообще, я нашла свой такой ритм: сначала я много режу, потом запекаю все – циклов 5. И потом так же все моллирую (придаю форму) – тоже циклов 5. Потому что между спеканием и моллированием находится очень противная процедура чистки печи. Для запекания используются праймеры – разделители. Они бывают порошковые, жидкие (глазурь) и в виде бумаги. Я использую керамобумагу – толстую – ее хватает на несколько циклов, и тонкую – она выгорает за один раз, но дает хорошую нижнюю поверхность. И вот, чтобы не выгребать эту керамическую муку (которая очень сильно разлетается, проникает везде, дышать ею опасно) каждый раз, и не тратить много толстой бумаги, я просто для каждого цикла кладу новый слой тонкой бумаги. И только потом все выгребаю, выметаю.

Кроме того, я учитываю размеры тарелок для оптимизации загрузки печи. Словом, от начала изготовления одной конкретной тарелки до ее полной готовности может пройти много времени. Это одна из причин, почему я не хочу работать по заказам. Мне сложно нести ответственность за сроки.

— Ну и про цену. Даже уже из вышесказанного многое понятно. Плюс качественные американские стекла. Плюс формы из Европы. Плюс керамобумаги. Плюс всякие эффекты в виде дихроического стекла, миллифиори, и т.д., которые я выписываю напрямую из Америки. Но главное не это. Я делаю свои вещицы очень искренне и самозабвенно. Я в них душу вкладываю. И мне жаль раздавать их просто так, за бесценок. Поэтому продаю за ту цену – за которую мне не жалко расстаться с вещью. Мне проще подарить. Потому что дарю тоже искренне, только тем, кому хочется, кто оценит.

Ну вот, кажется, обо всем сказала. Год назад мы с Аллой сняли процесс изготовления довольно несложной тарелки. Получилось более 500 фотографий, хотя даже так осталось много неотображенных нюансов. Я отобрала 85 фотографий. Это много. Но если вам интересно, вы посмотрите. Если нет – то «на «нет» и суда нет».

Тогда, в прошлом году как-то не случилось выложить этот фотопроект. Возможно сейчас – самое время. Ко мне часто обращаются с просьбой продемонстрировать процесс, мне приходится отказывать, по ряду причин. Во-первых, мастерская моя совершенно не приспособлена для этого. Во-вторых, работаю я тогда, когда выдается время, иногда ночью, иногда рано утром. Поскольку у меня есть и другая работа, и много разных проектов, которыми я так же занимаюсь, мне сложно планировать посещение мастерской. Ну и еще один момент. Фьюзинг – это мое творчество, это моя интимность, моя возможность остаться наедине с собой – не физически, а по-настоящему, душой. Мне по-другому не работается. Поэтому фьюзинг – это моя территория неприкосновенности, куда пускаю лишь очень близких духовно людей. И то нечасто.

Надеюсь, что эти фотографии ответят на вопросы, на которые я не ответила. И покажут вам большую часть процесса.

Посмотреть коллекцию, а также купить понравившееся изделие, вы можете у нас в интернет-магазине в разделе «Декоративные тарелки».

Источник

Поделиться с друзьями