Барабан для оркестра с тарелкой

Группа ударных инструментов в оркестре

Ссылки на статьи обо всех инструментах симфонического оркестра находятся здесь: https://tatzilbert.ru/simfonicheskiy/ Симфонический оркестр и «Путеводитель». Группа ударных в симфоническом оркестре довольно многочисленна и представлена целым рядом инструментов.

1. ЛИТАВРЫ — этот ударный инструмент очень древний по своему происхождению. Он использовался на Востоке, в Африке, в древних античных цивилизациях. В Европу литавры попали в средние века.

Точнее, маленькие литавры, которые рыцари держали на коленях, сидя на коне, существовали давно, а вот большие пришли в XV веке через Венгрию и Турцию.

По виду литавры напоминают медные котлы с натянутой кожей. Каждая литавра настроена на звук определённой высоты и издаёт всего один звук, который извлекается при помощи удара палочками с войлочными наконечниками.

Чтобы перестроить высоту звука литавры, надо изменить степень натяжения кожи, а это требует времени. Поэтому в оркестре таких инструментов обычно бывает два. Производя палочками тремоло, можно добиться эффекта грома или имитировать канонаду.

2.ТАРЕЛКИ – этот инструмент также существовал в древневосточной и античной культуре, однако особенную популярность он приобрёл в Турции. Оттуда он и попал в Европу в 18 веке после османских войн.

Тарелки делаются из медного сплава, к ним прикрепляются специальные ремни, чтобы было удобно держать. Звук извлекается стоя, скользящим косым ударом тарелки об тарелку.

Часто этот эффект сопровождается ударом в большой барабан. Иногда по тарелкам ударяют палочками. В симфоническом оркестре обычно используется одна пара тарелок, хотя бывают произведения, где их задействовано до трёх пар.

3.КСИЛОФОН – в переводе означает «деревянный звук». На этом инструменте звук получают в результате ударов деревянными палочками по деревянным же брусочкам разных размеров.

Получается очень характерный звук, поэтому в оркестре ксилофон обычно используют для специального звукового эффекта в особых ситуациях, где необходим острый, щёлкающий звук.

Например, в сказочной опере Корсакова ксилофон появляется в эпизоде, в котором белочка грызёт золотые орешки. Тембр этого инструмента связан с образами гротескными, причудливыми.

Ксилофон – инструмент очень техничный. Особенно эффектно на нём звучат быстрые пассажи, глиссандо, тремоло.

4.БАРАБАНЫ – бывают большие и малые. Большой барабан приводится в действие палкой с колотушками с двух сторон, либо палочкой от литавр.

Поначалу его использовали в основном в турецкой музыке, но затем (с 19 века) – и в звукоизобразительных целях. Часто его используют «в компании» с тарелками.

Малый барабан имеет струны, натянутые под кожей, и это создаёт особую трескучесть при ударе палочками. Сила звука у малого барабана имеет необыкновенно широкий диапазон: от очень громкого, раскатистого фортиссимо до тишайшего шороха, что серьёзно расширяет возможности оркестра.

5.ТРЕУГОЛЬНИК – этот инструмент в оркестре справедливо считается одним из самых маленьких. Он представляет из себя металлический прут, который согнут по форме треугольника и подвешен на струне.

Если по нему ударить металлической палочкой, то получится звук очень чистого, звенящего тембра. Кроме обычного удара, на треугольнике можно изобразить тремоло.

Этот инструмент использовался уже в 15 веке. Треугольник, как и другие ударные, часто используется в турецкой музыке и вообще при создании образов Востока.

6.КОЛОКОЛЬЧИКИ – это, пожалуй, самый поэтичный из ударных инструментов.

Поначалу это были действительно колокольчики, настроенные на различную высоту, но впоследствии их заменили металлическими пластинками, по виду напоминающими фортепианную клавиатуру и закреплёнными в деревянном ящичке.

Звук извлекается ударами двух металлических молоточков. Получается довольно нежный, серебристый тембр.

7.КОЛОКОЛА – этот инструмент обычно изображает колокольный звон, что чаще всего бывает связано с оперными спектаклями («Князь Игорь», «Борис Годунов»).

Основная задача этого инструмента – имитировать церковные колокола в симфоническом оркестре. Для этого металлическим молотком, обтянутым резиной, бьют по стальным трубам, подвешенным к специальной раме.

В России этот инструмент называется «Итальянские колокола». Иногда трубы заменяют металлическими пластинками.

8.БУБЕН (Тамбурин) – очень древний и очень примитивно устроенный инструмент: обруч из дерева с натянутой кожей.

По кругу обруча прицеплены всевозможные погремушки из металла, а внутри на натянутых верёвочках нанизаны колокольчики.

Всё это шумит и гремит при любом движении бубна. Бубен не имеет определённой высоты, его партия в нотах выписана на одной линеечке («нитке»).

Способы извлечения звука на бубне довольно разнообразны: это и потряхивания, и удары по коже, и отбивание ритмического рисунка, который бывает иногда очень сложен, трели, тремоло и так далее, причём всё это возможно на самом различном уровне динамики.

Чаще всего бубен используется для выражения образов Востока и в Испанской музыке.

9.КАСТАНЬЕТЫ – это слово в переводе означает «маленькие каштаны». Кастаньеты – национальный испанский инструмент, его изготавливают из самшита или чёрного дерева, по форме этот инструмент похож на две раковины.

Традиционно используют две пары кастаньет, скреплённых шнурком, который крепится на больших пальцах правой и левой руки.

Кастаньеты для левой руки – имеют более низкий тон, они больше по размеру и отбивают основной ритмический рисунок.

Этот инструмент всегда сопровождает испанские танцы, причём управляются с ними не музыканты, а сами испанские танцовщики, которых с детства обучают этому искусству.

Оркестровые кастаньеты – слабая копия испанских. Они намного проще устроены, не требуют сложной системы управления: две деревянных раковины насажены на деревянный стержень (рукоятку). Звук извлекается при помощи встряхивания.

В симфоническом оркестре, конечно же, использование кастаньет прежде всего связано с испанской музыкой. Однако есть и исключения, например, в опере «Самсон и Далила», а также в третьем фортепьянном концерте Прокофьева.

Источник

Маршевые барабаны

Барабан детский 9,5х5,5 (24х14 см), палочки в комплекте

Барабан детский двустронний 8,5х5,5 (22х14 см), Красный

материал корпуса — липа, кожаная мембрана, диаметр барабана 22 см. глубина барабана — 14см , палочки в комплекте

Барабан маршевый пионерский двустронний 25х11 см, ремень и палочки в комплекте

Rolling Rock JR-1455WH

цвет — БЕЛЫЙ, ремень, настроечный ключ и палочки в комплекте, размер 14*5,5 дюймов (35*14 см)

Маршевый Теноровый барабан комплектуется специальным ремнем, который подвешивается на шею, таким образом, не ограничивая движения играющего. Инструмент звучит отрывисто, ярко и громко. Прекрасно подойдет для игры на открытом воздухе или в просторном помещении.

Rolling Rock JR-1455RD

цвет — КРАСНЫЙ, ремень, настроечный ключ и палочки в комплекте, размер 14*5,5 дюймов (35*14 см)

Малый барабан с ремнём + палочки,

Руководители оркестров знают, что купить маршевые барабаны ‒ задача не менее важная, чем собрать в единый ансамбль другие инструменты духового оркестра. Многим с детства помнится картинка: медь приближающегося духового оркестра еще не слышна, но мощный пульс барабанов уже заставляет сердце биться чаще, а ноги сами несут Вас навстречу им. При этом звучание маршевых барабанов четко передает основную эмоцию: метроритм праздничного марша невозможно спутать с траурным шествием.

Акустическая среда открытого пространства требует особой четкости и повышенного уровня громкости звука. Поэтому у маршевых барабанов пластиковые мембраны, жесткий корпус из многослойного ламината, кевлара, а в некоторых случаях – из металла, которые менее чувствительны к температуре и влажности воздуха.

Поскольку маршевые барабаны предназначены для использования в процессе движения, то их важной деталью являются приспособления для крепления инструмента на теле музыканта. Эти крепления должны быть прочными и не ограничивать игровые действия даже в ходе сложных оркестровых перестроений.

Читайте также:  Установка спутниковой тарелки с мотором

Сайт музыкального интернет-магазина « JOOL » позволит Вам купить маршевые барабаны, разнообразные по размерам, брендам и внешнему оформлению.

Метроритмический фундамент оркестра составляют маршевые басовые барабаны (диаметр от 22 до 26 дюймов). Различия в размерах объясняются тем, что играть на них могут не только взрослые мужчины, но и дети, подростки и даже девушки.

Маршевые теноровые барабаны (часто с одной верхней мембраной) могут составлять комплекты из 4-6 различных по размерам (диаметр 8, 10, 12, 13, 14 дюймов) барабанов на одной стойке. Они заполняют средние частоты звукового спектра. К теноровой группе барабанов также относятся и одиночные том-томы, часто играющие роль нарядного аксессуара праздничного мундира мажореток или суворовцев в парадных шествиях.

Маршевый малый барабан (диаметр 14 дюймов) для более отчетливого звучания снабжен приспособлением с натянутыми струнами или пружинами на нижней мембране. Эти барабаны нередко используются как солирующие инструменты, обеспечивающие синхронность движений участников церемониальных разводок оркестров и караулов.

Имеющийся у нас ассортимент маршевых барабанов удовлетворит самых взыскательных покупателей. Так барабаны с брендом BRAHNER составляют семейство бюджетных моделей компании Beijing Haoyun International Resorce Co. Ltd, которая появилась на рынке музыкальных инструментов немногим более 10 лет назад. Модели BRAHNER, как правило, копируют инструменты известных фирм, но делают это весьма аккуратно, что и позволяет им успешно конкурировать в своей ценовой группе.

Барабаны компании Flight присутствуют на рынке уже около 20 лет и за это время снискали авторитет как надежные и недорогие инструменты для начального профессионального обучения и любительского музицирования.

Если же Вы стремитесь к более высокому уровню профессионализма, то обратите внимание на маршевые барабаны с брендом Basix , в которых органично сплелись опыт немецкой фирмы Gewa Music и китайских производителей. В них Вы встретите, пожалуй, наиболее выгодное сочетание в системе «цена – качество».

Важной составляющей выбора маршевых барабанов является эстетика их экстерьера. На страницах нашего сайта можно подобрать инструменты такой формы и расцветки, которая будет идеально

Источник

Ударные инструменты

Цикл статей о музыкальных инструментах см. в № 9, 16, 24/2008

Если смотреть из зрительного зала на сцену, где разместился современный большой симфонический оркестр, то в дальнем левом углу мы увидим интересную картину: большое количество разнообразных ударных инструментов и музыканта (или нескольких музыкантов), играющего на них, производящего при этом разнообразнейшие действия, напоминающие порой некое шаманство. Одни из этих инструментов издают звуки с фиксируемой высотой, у других высота звучания не может быть определена точно. К первой группе относятся литавры, ксилофон, виброфон, оркестровые колокола, колокольчики. Ко второй — различные барабаны, так называемые тарелки, тамтам. Роль группы ударных в звучании оркестра весьма велика. Только о некоторых из этих инструментов мы сможем рассказать в этом очерке.

Литавры

Литавра или литавры (итал. — timpani, нем. — Pauken, фр. — timbales) — ударный инструмент, состоящий из металлического полушария (котла) и металлического обруча с кожей, которая, с помощью винтов, растягивается в большей или меньшей степени. Чем более кожа натянута, тем звук выше, и наоборот. По коже ударяют палочками с наконечником из дерева, буйволовой кожи, пробки, губки или войлока. Литавры, покрытые полотном или сукном, дают глухой звук (timpani coperti).

Литавры — инструмент очень древнего происхождения. В Европе они стали распространяться в Средние века. Сохранилось упоминание об использовании их в качестве звукового оформления процессии, которую прислал венгерский король во Францию в XV веке, желая взять в жены дочь французского короля. Это были «барабаны, похожие на огромные котлы, которые везли на лошадях».

Барабанщик запорожцев. Конец XVIII в.

Главным отличием литавр от других разновидностей ударных уже тогда являлось то, что они могли издавать звуки определенной частоты. «Котел» литавры изготавливался из меди, к нему с помощью винтов крепилась тщательно отделанная кожа, причем среди мастеров почему-то было принято использовать обычно ослиную кожу.

В оркестр литавры были введены при Жане Батисте Люлли (во второй половине XVII столетия). С тех пор они составляют необходимую принадлежность каждого симфонического оркестра; применяются и в военных оркестрах, преимущественно кавалерийских.

Конструкция литавры
1. Котел; 2. Гайка; 3. Обруч; 4. Натяжной винт;
5. Кожа (перепонка или мембрана); 6. Подставка

В оркестре применяются, как правило, две литавры — большая и малая. Каждая литавра, настроенная в известном тоне, может издавать при ударе только один звук. Звуки литавры обозначаются нотами в басовом ключе. Вследствие различных степеней натяжения кожи на большой литавре она может издавать звуки хроматической гаммы от фа в большой октаве до до в малой, а на малой литавре — от си-бемоль в большой октаве до фа включительно в малой октаве. В больших оркестрах используются три литавры: две малые и одна большая, реже — одна малая и две большие. У Мейербера в опере «Роберт-Дьявол», во втором действии, применены четыре литавры: две большие в две малые. Большим количеством литавр пользовался в своих сочинениях Берлиоз.

Литавра с педальным механизмом

По двум литаврам ударяют большей частью попеременно, гораздо реже — одновременно. Перестраивание литавр в настоящее время облегчено вследствие замены винтов механизмом, перестраивающим литавру моментально. Скорость переменных ударов на литавре может быть весьма большая (tremolo). Оттенки, от самых сильных до самых слабых, вполне доступны. Чем звук ниже, тем он полновеснее и продолжительнее, чем выше, тем короче и легче.

Труба с занавесью. Из «Книги турниров» короля Рене. XV в.

Поскольку в музыкальном отношении — так сложилось исторически и художественно — литавры сопряжены с медными духовыми инструментами (на протяжении столетий литавры и трубы составляли единую замкнутую группу, в которой литавры служили басом для труб; в музыке примеров этого сочетания огромное число; в паре их можно найти на картинах и гравюрах старых европейских мастеров), в оркестровой партитуре их партии размещаются непосредственно под группой медных духовых инструментов.

Литавры с занавесями австрийского кирасирского полка.
Ок. 1750 г. Императорский и королевский музей армии в Вене

Едва ли найдется кульминация в классической симфонии, где композитор обошелся бы без литавр. Своим грозным нарастающим тремоло литавры могут перекрыть звучание целого оркестра. Музыкальные кульминации с литаврами создают впечатление разбушевавшихся сил стихии. Гайдн изобразил с помощью литавр громовые раскаты в оратории «Времена года». В Шестой симфонии («Пасторальной») Бетховена литавры вступают лишь в четвертой части, и часть эта — «Гроза, буря». Звук литавры, начинающийся на pianissimo, усиливается до fortissimo, предваряя слова «Содрогнись, земля» в бетховенской оратории «Христос на Масличной горе».

Солонка в виде полковых литавр, с ложечками

Любопытно, что даже малейшее проявление самостоятельности литавр в оркестровой ткани произведения привлекает к себе внимание слушателя. Более того, некоторые произведения получили свои названия по таким моментам яркого звучания литавр. Одна из симфоний Гайдна — №94 — называется «Симфония с ударом литавр» (другое ее название — «Сюрприз», но оно тоже порождено этим самым ударом литавр). Другая симфония — №103 — «Симфония с тремоло литавр». Еще у Гайдна есть «Messa in Tempore Belli» («Месса с литаврами времен войны»: первая из шести месс, созданная в 1796 году. Она была написана, когда Наполеон, продвигаясь к австрийской границе, вторгся на север Италии. Литавры, барабаны и трубы должны были вызывать ассоциации с войной). Шостакович в Девятой симфонии заставляет литавры имитировать орудийную канонаду.

Читайте также:  Тарелки кленовый лист синий

Музыкант группы ударных инструментов

Но литавры могут звучать и очень тихо, и в таком случае это также необычайно захватывает слушателя. Хор заключенных в конце первого действия оперы Бетховена «Фиделио» сопровождается звуками литавр. Перед самым окончанием действия литавры умолкают. Но последний такт остается за ними, играющими тремоло в самой тишайшей звучности. Это подлинный мотив судьбы. Бетховен любил применять такие мотивы в многообразных, но всегда легко распознаваемых и впечатляющих формах.

Большие серебряные литавры, переданные Войску
верных казаков по повелению императрицы Екатерины II в 1788 г.

На литаврах, как, вероятно, на каждом инструменте, есть некоторые необычные способы игры. Например, прием игры на так называемых «закрытых литаврах»: это своего рода сурдина. Сурдина на литаврах представляет собою кусок мягкой, не очень тяжелой ткани — чаще всего фланели. В зависимости от необходимости ее набрасывают на кожу литавры ближе к обручу или ближе к середине. В первом случае звук литавры заглушается меньше, во втором — больше. По самой ткани никогда не играют. Искусственное заглушение звучания литавры производит порой чарующее впечатление. Этот прием особенно широко использовал А. Бородин в Половецких плясках в опере «Князь Игорь».

Барабан

Барабан — очень древний ударный инструмент. Известно о существовании барабанов в древнем Шумере. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. С древнейших времен барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине.

Музыковеды обычно выделяют четыре класса барабанов: 1) рамочные барабаны, 2) в форме кубка, 3) цилиндрические и 4) котлообразные (или литавры). Но внутри этих основных классов имеется великое множество разновидностей, получивших распространение на разных континентах, в разных странах и в разное время. Мы будем говорить о барабанах, использующихся в классическом симфоническом оркестре.

Барабан армейский с рельефным орнаментом:
св. Георгий Победоносец и двуглавый орел

Барабан (итал. tamburo, cassa; фран. tambour, caisse; англ. drum; нем. Trommel) — общеизвестный ударный инструмент, состоящий из деревянного или металлического цилиндра, оба отверстия которого затянуты телячьей кожей, закрепленной посредством двух деревянных обручей. Оба обруча соединены между собой шнуром, натянутым в виде зигзага. Натягивая сильнее шнур при помощи петель, можно сделать тон барабана более светлым.

Ю. Пятков, С. Коровяковский. Ротный барабанщик
лейб-гвардии Семеновского полка. 1812 г.

Колотушечка, палочка, щетка

По одной стороне барабана ударяют палочками (для игры на большом барабане употребляют палочки, обтянутые кожей); на другой стороне туго натянута жильная струна. Вибрация одной стороны передается другой, причем от постоянного трения последней о жильную струну звук делается трескучим; без струны звук получается короткий и глухой. Барабан не имеет строя и потому, как и у остальных ударных инструментов (кроме литавры), партия его нотируется только ритмически. Барабанная дробь обозначается, так же как и у литавры, в виде трели.

Табор (провансальский барабан) – средневековый инструмент, на котором играли во время танцев. Часто бывало, что музыкант в одной руке держал барабанную палочку, а в другой – свирель

Из употребительных в симфоническом оркестре первым должен быть назван большой барабан (еще его называют турецким барабаном). Он двухсторонний, реже односторонний. На нем играют массивной колотушкой с мягким наконечником; звук его сильный, глухой и низкий. Кроме колотушки, иногда используют палочки, метелочки и др. Главное назначение большого барабана — одиночные удары (от pianissimo до подобного громовым разрядам fortissimo). Европейскими композиторами большой барабан сначала применялся в военном оркестре; с начала XVIII века — в оперном. Предшественник большого — турецкий барабан, применявшийся в «янычарской музыке». Большой барабан зачастую используется для ее имитации, например в опере Моцарта «Похищение из сераля». Кстати, Моцарт для финала своей фортепианной сонаты ля мажор написал «Рондо в турецком стиле» (другое его распространенное название — «Турецкий марш»). Нарочито резкие аккорды в левой руке исполняются в нем особым образом — арпеджированно. Это сделано специально, чтобы средствами фортепиано имитировать звучание такого турецкого барабана.

Дарабука – египетский барабан-бокал

Малый барабан — с двумя кожаными мембранами, натянутыми на низкий цилиндр. Вдоль нижней мембраны натянуты струны (4–10 в концертном и до 18 — в джазовом барабане), которые придают звуку сухой, рокочущий, раскатисто-дребезжащий оттенок. При отключении струн специальным рычажком этот характерный треск исчезает. Основной прием игры — дробь, быстрое тремоло. Играют на нем двумя деревянными палочками с утолщениями на концах.

Мастер Дистин сконструировал большой барабан
для симфонического оркестра

В оперный и симфонический оркестры малый барабан введен в XIX веке; часто используется в военных сценах. Его дробь очень хорошо подчеркивает ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда и вносит тревогу. Шостакович ввел в первую часть своей Седьмой симфонии целых три малых барабана: они однообразно и зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия, а в Одиннадцатой симфонии дробь малого барабана изображает картину расстрела 9 января 1905 года.

Каленго – барабан из Нигерии. По перепонке ударяют пальцами или изогнутой палочкой. Нажимая на бечевки, можно менять силу натяжения перепонок и, следовательно, высоту звука

При всей важности разных ударных инструментов в симфонической музыке едва ли найдется другой, помимо малого барабана, инструмент, который мог бы похвастаться большим, а главное, гениальным сольным произведением в своем репертуаре. Малый барабан имеет такой шедевр — это «Болеро» М. Равеля. Здесь он непрерывно звучит на протяжении всего произведения, четко отбивая ритм испанского танца. Обычно при исполнении этого произведения ударник занимает место на авансцене рядом с дирижером. Именно как солист.

Цудзуми – двусторонний японский барабан
с узкой средней частью корпуса

Звучание барабана столь характерное, что породило ряд пословиц. Их можно найти в словаре В.Даля: Зайца на барабан не выманишь. Иному гром — не гром, а страшен барабан. Отдать под барабан (то есть в солдаты). За богатым черти в барабаны бьют.

Колокола (оркестровые)

С древних времен колокольный звон созывал людей на культовые церемонии и на праздники, а также возвещал о несчастьях. С развитием оперы, с появлением в ней исторических и патриотических сюжетов композиторы стали вводить колокола в оперный театр. Особенно богато представлены звучания колоколов в русской опере: торжественный звон в «Иване Сусанине», «Сказке о царе Салтане», «Псковитянке» и «Борисе Годунове» (в сцене коронации), тревожный набат в «Князе Игоре», погребальный перезвон в «Борисе Годунове». Во всех этих операх звучали настоящие церковные колокола, которые в крупных оперных театрах помещаются за сценой. Однако далеко не каждый оперный театр мог позволить себе иметь собственную звонницу, поэтому композиторы лишь изредка вводили в оркестр небольшие колокола — как это сделал Чайковский в увертюре «1812 год».

Читайте также:  Декупажные тарелки для кухни

Большие церковные колокола заслуживают, конечно, отдельного рассказа. Но в данном случае речь пойдет о так называемых оркестровых колоколах, то есть об инструменте, который имитирует звучание настоящих колоколов. Они конструируются в виде набора стальных труб, сделанных из латуни (никелированных) или стали (хромированных), подвешенных к раме (ее высота около двух метров). Обычно в таком наборе от 12 до 18 труб-цилиндров, настроенных по хроматической гамме. Таким образом, колокола относятся к разряду ударных инструментов с фиксированной высотой звука.

Звук извлекается путем удара по трубе молотка в виде колотушки с бочкообразной головкой, обтянутой кожей. Эти трубы висят свободно, не соприкасаясь друг с другом, поскольку при ударе по ним молотка они должны иметь возможность вибрировать; как и настоящие колокола, они звучат, только пока трубы вибрируют от удара. Но по этой же причине у инструмента имеется так называемое демпферное устройство, с помощью которого звучание труб может быть остановлено.

Дело в том, что применение настоящих колоколов в музыкальных произведениях может быть осложнено слишком долгим их звучанием, если не иметь возможности его искусственным способом остановить: большие колокола в силу своей большой массы долго сохраняют инерцию колебаний. Эта продолжительность звучания (то есть долго длящийся, пусть и очень богатый обертонами, но один тон) может входить в противоречие с более быстро меняющейся гармонией данного музыкального эпизода и тем самым создавать нежелательные диссонансы.

Естественно, что в уже названных оркестровых произведениях при отсутствии настоящих колоколов используется набор оркестровых колоколов. Они звучат также в опере Дж.Пуччини «Тоска», в опере Р.Вагнера «Парсифаль», в «Поэме экстаза» А.Скрябина, в вокально-симфонической поэме С.Рахманинова «Колокола», в оратории С.Прокофьева «Александр Невский». С.Прокофьев заменил трубы длинными металлическими брусками.

Колокольчики

Колокольчики (итал. — campanell, фр. — jeu de timbres, нем. — Glockenspiel), иногда их на немецкий манер называют глокеншпилями — ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Инструмент обладает светлозвенящим тембром в piano, блестящим и ярким — в forte. Колокольчики существуют в двух разновидностях: простые и клавишные.

Простые колокольчики представляют собой набор настроенных по хроматической гамме металлических пластинок, размещенных в два ряда на деревянной раме трапециевидной формы. Расположение пластинок на них аналогично расположению белых и черных клавиш фортепиано. Применяемый диапазон колокольчиков — от до третьей октавы до до пятой. Играют на обычных колокольчиках двумя маленькими металлическими молоточками или деревянными палочками.

Ручные колокольчики, издающие звуки разной высоты,
известны с XII в.

В клавишных колокольчиках пластинки заключены в корпус, наподобие маленького пианино, где имеется несложный механизм молоточков, передающий удары от клавиш к пластинкам (этот механизм схож с механизмом челесты). Однако эта цепь механизмов не очень хорошо отражается на их звуке: он не так ярок и звонок, как на обычных колокольчиках. Тем не менее, уступая молоточковым колокольчикам в красоте звука, клавишные превосходят их в техническом отношении. Благодаря фортепианной клавиатуре на них возможны довольно быстрые пассажи и многозвучные аккорды.

Бо-чжун – китайский колокольчик, считался символом плодородия.
Звук из него извлекали специальной палочкой.
Колокольчик подвешивали на цепочке.
Украшения в виде острых выступов

С XIX века колокольчики часто применяются в симфоническом оркестре. Ноты для колокольчиков пишутся на две октавы ниже их действительного звучания; в партитуре их партия пишется под партией колоколов, над партией ксилофона.

Царь Давид, играющий на колоколах с помощью молоточков.
Миниатюра из Библии ХIII в.

Тембр колокольчиков — серебристый, нежный и звонкий. Они звучат в «Волшебной флейте» В.А.Моцарта при выходах Папагено, в арии с колокольчиками в опере «Лакме» Л.Делиба, в «Снегурочке» Н.Римского-Корсакова, когда Мизгирь, преследующий Снегурочку, видит огоньки светлячков, в «Золотом петушке» при выходе Звездочета. Чайковский применил колокольчики в «Итальянском каприччио». И хотя колокольчики, кажется, не вяжутся с нашим стремительным и мускулистым веком, их использовали и С. Прокофьев в своем Первом концерте для фортепиано с оркестром, и П.Хиндемит в Концерте для кларнета с оркестром.

Тарелки

Обычно считается, что тарелки пришли в европейскую музыку из Турции. Это мнение основано на ряде исторических свидетельств, подтверждающих необычайную популярность этого ударного инструмента в военном обиходе Турции.

Однако, справедливости ради, приоритет в использовании этого очень эффектного ударного инструмента нужно отдать Древнему миру. В частности, тарелки были известны ассиро-вавилонянам. Есть предположение, что они применялись уже в Древнем Египте. Греки времен Эллады верили, что звук, издаваемый тарелками, лишал злых духов их чудодейственных чар. В Древнем Риме в тарелки били на празднествах, посвященных Персефоне. Эти празднества отличались мрачностью и суровостью. Можно было бы рассказать и об использовании тарелок на Востоке.

Может показаться неожиданным, но и в Европе тарелки были известны задолго до того, как они заняли важное место в симфонической музыке: о тарелках было известно еще до XV века, но затем они были преданы забвению. Это продолжалось вплоть до XVII века, когда возникли войны с османами. Именно с этого времени тарелки стали прочно ассоциироваться с музыкой янычар, то есть стали символом «турецкой музыки». В этой связи необходимо назвать имя Михала Клеофаса Огиньского, автора знаменитого полонеза «Прощание» (широко известного как «Полонез Огиньского»).

Дело в том, что некоторое время он жил в Константинополе и написал оперу «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире», открывающуюся увертюрой («Азиатская увертюра»), требующей необычного оркестра — в его состав входят тарелки под их турецким названием, написанным по-французски: zyle (зиль). Чтобы не быть превратно понятым, композитор дал точное описание этого инструмента и способа игры на нем: «зиль является турецким инструментом в виде плоской тарелки из звонкой латуни, которой ударяют в такт одной о другую».

Уже сам способ игры на тарелках впечатляет и приковывает к себе внимание: играть на них необходимо стоя, поскольку тарелки хорошо и ярко звучат, когда после удара они оказываются широко разнесенными в разные стороны (на вытянутых руках ударника). В таком случае яркий звук тарелок разливается над всем оркестром и в кульминациях производит необычайно возбуждающее впечатление. В симфонической музыке это встречается очень часто и, по удачному определению крупнейшего знатока инструментовки Д. Рогаль-Левицкого, «производит очень нарядное впечатление».

Этот способ употребления тарелок главный. Однако, как и у других инструментов, имеются и другие особенности звукоизвлечения на тарелках, в частности игра палочками. Но в таком случае сами тарелки исполняют обязанности «звукообразователя». Иногда свободно висящую тарелку можно возбудить ударом мягкой палочки от литавр. Получается чарующий эффект, особенно в piano. В соединении с другими ударными инструментами, например барабаном, бубном и треугольником, звучание тарелки, производимое подобным образом, становится почти незаметным. Совершенно изумительно использовал этот прием К. Дебюсси в своих симфонических эскизах «Море». Здесь тарелка, оставленная без сопровождения (редкий случай соло этого инструмента), производит впечатление повисшего в воздухе облачка золотистой пыли…

Источник

Поделиться с друзьями